0
2515
Газета Культура Интернет-версия

06.10.2011 00:00:00

Свадьба на костях

Тэги: опера, премьера


опера, премьера «О дайте, дайте мне свободу!»
Фото предоставлено пресс-службой театра

Оперой Бородина «Князь Игорь» Екатеринбургский театр оперы и балета открыл сотый сезон. Профессионалы ждали эту постановку с большим интересом – в качестве дирижера-постановщика театр пригласил Александра Лазарева.

Знаменитый дирижер в Москве в последние годы дирижирует довольно регулярно: его симфонические программы всегда собирают аншлаги. До оперной постановки в Большом театре его «очередь» (согласно репертуарному плану, объявленному несколько лет назад) дойдет только в этом сезоне, на лето заявлена премьера «Чародейки» Чайковского.

Работа Александра Лазарева превращает этот спектакль в событие. Обозреватель «НГ» уже неоднократно слышал оркестр Екатеринбургского театра с разными дирижерами, и, нужно сказать, что Лазарев практически совершил чудо. Этот тот случай, когда можно, отбросив разговор о технике (даже звучание духовых было не сносным, а достойным), говорить о музыке. О тонкой нюансировке, когда симфонический оркестр добивается нежного пианиссимо, о стиле, когда восточные акты исполнены и неги в любовных сценах, и дикости в половецких плясках, а русские – и бесшабашности в сценах у Галицкого, и преклонения перед «божественным» (языческим) знаком в сцене затмения, и отрешенности в хоре поселян.

Александр Лазарев предложил режиссеру Юрию Лаптеву собственную концепцию оперы, отличную от общепринятой версии Римского-Корсакова и Глазунова. По словам дирижера, он был достаточно категоричен в своем желании делать именно эту версию, но Юрий Лаптев, к счастью для обоих, не встретил идею в штыки. Итак, в этой версии опера заканчивается сценой свадьбы Владимира Игоревича с Кончаковной с половецкими танцами. На просьбу обозревателя «НГ» прокомментировать свою концепцию (которая показалась весьма спорной), дирижер ответил, что опирался на мысль самого композитора: сцена половецких плясок настолько яркая, что после уже трудно что-либо воспринимать. К тому же авторского плана оперы нет, что в определенном смысле тоже развязывает интерпретаторам руки. Схожую постановку Лазарев уже делал с Борисом Покровским в Италии. Для легендарного режиссера решающим в избрании этой концепции стал исторический факт – свадьба на самом деле была. Александр Невский, к слову, – потомок Владимира и Кончаковны. «Вариант свадьбы в финале присутствует и в плане оперы, который предложил Бородину Владимир Стасов», – подтвердила в своем комментарии «НГ» музыковед Анна Булычева (она провела огромную работу по сбору всей авторской музыки к «Князю Игорю» для театра «Геликон-опера», концертное исполнение этой версии прошло весной в Доме музыки). «Правда, в рукописях Бородина все же есть авторское указание на заключительный хор (который звучит после возвращения Игоря в Путивль)», – добавила она.

В результате два половецких акта разделены включением материала из последнего по традиционной версии действия. Плач Ярославны(Екатерина Нейжмак) звучит словно в мыслях Игоря, и он «отвечает» жене своей знаменитой арией (Эдем Умеров). В этом же акте звучат ариозо Владимира (Евгений Крюков) и его дуэт с Кончаковной (Ирина Куликовская), затем идет сцена побега Игоря и его возвращение в Путивль. В заключительном акте вдруг обнаруживается побег Игоря (от текста никуда не денешься!) в то время, когда еще до перерыва он успешно добрался до Путивля. Кончаковна в истоме ждет возлюбленного: между тем оба уже благополучно сливались в дуэте в предыдущем действии прямо на кучке трупов из Игорева войска, прикрытых попонкой. Так что определенные шероховатости этой версии обойти трудно.

Юрий Лаптев, по его собственным словам, пытался в своей постановке убрать временную дистанцию – показать, что за тысячу лет мало что изменилось, когда речь идет о человеке и власти. Но, например, Галицкий (Андрей Решетников), воображающий себя на троне, так забавно расставляет пальцы, что на него так и просится малиновый пиджак и золотая цепь – тогда его образ был бы более органичным. В расстегнутой до груди малиновой рубахе бородатый Галицкий нелеп, так что слабо верится в его истовое желание власти, скорее это желание иметь преимущество безнаказанности. Но обиду – когда обнажил голову в надежде получить головной убор Игоря как символ передачи власти (а он достался Ярославне) – затаил. Режиссер умело справляется с массовыми сценами, очень колоритно передает неоправданную жестокость половцев, для которых пырнуть ножом как по голове погладить. Схожими чертами, кстати, он наделяет и Галицкого, правда, тот может легко убить холопа, но замахнуться на большее он не сможет – трусоват. Он отступает перед Ярославной, покорной, страдающей, но твердой женщиной, в наше время ее назвали бы Железной леди.

В финале оперы Владимир, оторопев от обряда жертвоприношения, «прозревает», в какую семейку попал. Стоит добавить, что собственно танцы – ради которых сыр-бор и затевался – пожалуй, не самое сильное место спектакля, уж слишком банальна хореография. А вот солисты, исполнившие главные партии, были на высоте.

Екатеринбург–Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
919
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1237
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
951
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
790

Другие новости