0
1576
Газета Культура Интернет-версия

27.10.2011 00:00:00

Мир под резцом

Тэги: выставка, гравюра


выставка, гравюра Красота лета на старинной гравюре.
Фото предоставлено пресс-службой РГБ

На Пречистенку гравюры прибыли из Ленинки – это частица ее гравюрного собрания, составляющего более 130 тыс. листов. Временной охват – с XV по XVII век, куда из известных вошли и Дюрер, и Лука Лейденский, и Рубенс, и Кранах, и Калло, и Гвидо Рени. Церетели, как известно, мыслит масштабно, поэтому две комнаты с гравюрами воспринимаются на контрасте с залами, полными его монументальных вещей. Что ж, тем пристальнее хочется вглядываться в эти небольшие листы.

Все привыкли глядеть на Ленинку, спеша мимо по делам, – громадная махина творения Щуко и Гельфрейха, площадь перед которой оккупировал мрачно-понурый Достоевский, засиженный голубями. Внутри мраморную лестницу, лестницу к вершинам советской науки, штурмуют каждый день шесть дней в неделю. Но к редким изданиям, в частности к старинным гравюрам, не пробраться, сколько ни штурмуй. Сначала убедительно сделанное отношение, точно ли оно – что там внутри – вам нужно, ну или вы ему, это как посмотреть. Потому нынешний показ вроде дня открытых (приоткрытых) дверей.

История гравюрной коллекции Ленинки восходит к 1860-м, когда оттиски стали собирать для Московского Публичного и Румянцевского музеума. В 1924-м советская власть музей расформировала, а на его базе создала Ленинскую библиотеку. Правда, почти весь корпус гравюр попал тогда в Музей изящных искусств, нынешний Пушкинский. Но сотрудники библиотеки рук не опустили и стали постепенно дополнять то, что было. Что-то пришло в ходе национализации частных собраний, что-то – от госзакупок 1960–1980-х.

Гравюра – не самый востребованный вид искусства, вроде как служанка живописи, да и у уникальной, не тиражной, графики – тоже на вторых ролях. Исследователи, конечно, поспорят, но тут особый счет: для них она – своя, родная. Между тем XV век – эпоха Гутенберга, выпустившая в мир напечатанную книгу и сделавшая слово «печатный» меткой времени. А основным источником визуальной информации стала гравюра. Будучи тиражной, она легко могла распространить, например, удачно найденную известным живописцем иконографическую схему далеко за пределами его мастерской. И оставить загадку будущим исследователям, жадным до поиска влияний и вскрытия параллелей. Наглядный образец – итальянец Маркантонио Раймонди, немало потрудившийся во славу Рафаэля и ставший популяризатором его живописи, переведенной в формат гравюры, по всей Европе. На севере тиражировали, например, пышнотелое искусство Рубенса, чья плоть не иссыхала, даже когда художники переводили гедонизм лучезарного колорита его картин в черные штрихи на белых листах.

У экспозиции нет четкой концепции, она просто-напросто предлагает подойти ближе к совершенно крохотным порой листам и разговаривать тет-а-тет. Говорить будут по-разному: жесткие линии ксилографий Кранаха и Дюрера сменяются более ловкими и виртуозными в офортах, а меццо-тинто, например, «изъясняется» тоновыми пятнами┘

И сказать есть о чем – в XV–XVII веках искусство еще объяснялось посредством аллегорий, хотя постепенно все больше от символов оглядывалось на простые радости жизни. Следить, как гравюра балансировала между одним и другим, – вполне себе сюжет. С одной стороны, будут аллегории добродетелей и аллегории стихий. С другой – торжественные мифологические и религиозные композиции академистов Аннибале Карраччи и Гвидо Рени. С третьей – заслужившая право быть «немножко» увековеченной простая жизнь. Право это доказал Рембрандт, его тут нет, но есть другие. Адриан Остаде, ученик Хальса, и весельчак, оставивший многочисленные картины с разбитными пирушками, был еще и искусным гравером. Вот рыбаки на утлом мостике удят рыбу, а вот началось наблюдение за уличными типажами – «Крестьянин с рукой, завернутой в плащ». Никчемная, в общем-то, бессобытийность в этих небольших офортах вырезана по металлу не знающей устали рукой – такие руки будут потом у Левши – как целое событие. Рыбаки изучают воду, и их нимало не заботит, что на одной с ними земле Рубенс тратит уйму сил, чтобы славить небо.

От крестьян Остаде можно вести линию и назад, к самодостаточным карликам-музыкантам Луки Лейденского и к прославленному старшему современнику, французу Калло. В 1620-х в серии офортов «Знать Лотарингии» он зафиксировал «Военного в шляпе с большим пером» и «Дворянина в приветственном поклоне». И, кажется, никакая сила не заставит их поверить, что есть в мире нечто важнее их поклона и шляпы с пером.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1575
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
774
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
3989
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
3091

Другие новости