0
2090
Газета Культура Интернет-версия

27.02.2012 00:00:00

Другая Алиса

Тэги: театр, премьера, эвтаназия


театр, премьера, эвтаназия Героиня Ольги Яковлевой (слева) не сможет пережить смерть дочери (Елена Морозова).
Фото Виктора Сенцова с официального сайта Центра драматургии и режиссуры

Не скажешь наверняка, входила ли игра слов и сложившихся штампов в планы швейцарского драматурга Лукаса Бэрфуса: если речь о путешествии или приключениях Алисы, многие наверняка успеют представить себе героиню Кэрролла, а в пьесе Лукаса если не с первого, так со второго слова начинаются разговоры и споры об эвтаназии. Сможет ли театр найти публику на эти серьезные темы, даже если убедить всех, что это – хороший спектакль? Хороший спектакль об эвтаназии – тоже звучит странно, само сочетание слов – какое-то нелепое.

Сорокалетний драматург из Цюриха написал пьесу, в которой молодая героиня, смертельно больная, решает уйти из жизни – законы Швейцарии не запрещают эвтаназию, в Германии, где она живет, как и в России, запрещенную. Впрочем, и в Швейцарии судьба врача, который помогает своим пациентам добровольно уйти из жизни, складывается несладко – его публично именуют Доктор Смерть, и за выдуманной историей сразу же всплывают реальные, в том числе и судебные. Даже в либеральной Европе нет единодушия в этом вопросе, а на глазах публики за три часа, что идет спектакль, доктор Штром (Александр Ливанов) отправляет на тот свет троих. Смертельно больную Алису (Елена Морозова), ее мать Лотту (Ольга Яковлева), о болезнях которой нам ничего не рассказывают – доктор находит и принимает во внимание иные «веские причины», – и Джона из английского Бирмингема (Антон Кукушкин).

Для Центра драматургии и режиссуры, созданного в конце 90-х двумя нашими драматургами Михаилом Рощиным и Алексеем Казанцевым, «Путешествие Алисы...» открывает еще и новое направление. Пока его название – «Кумиры. Новый формат», смысл – привлечь в «новую драму» актеров «старой школы», известных и даже легендарных актеров. Приглашение Ольги Михайловны Яковлевой, музы Анатолия Эфроса, актрисы, чья требовательность к себе носит самоистязающий характер, а к режиссерам – просто истязающий, – конечно, сильный ход. Она играет мать, которая привыкла заботиться о дочери, тут и нежность, когда ее взгляд передает какое-то предельное страдание – как со-страдание, и эгоизм человека, который – в случае добровольного или недобровольного ухода дочери из жизни – лишает ее собственную жизнь всякого смысла. Яковлева эту сложность мотивов, их естественное сосуществование – как в сообщающихся сосудах – играет с обезоруживающей естественностью. И одновременно – с техническим совершенством, с той ювелирной красотой выделки, какая почти без исключений свойственна была ее ролям. Надо отдать должное молодому режиссеру – Виктория Звягина выбрала и тему непростую, и актеров, мягко говоря, сложных, но таких, которые в итоге вывели спектакль в ряд событий нынешнего сезона.

Трудно сказать, удастся ли театру убедить публику набивать под завязку, впрочем, не самый большой в Москве зал Центра драматургии и режиссуры на Беговой. Настаивать на удовольствии, имея в виду невеселую тему, тоже непросто. Смотреть спектакль тяжело, пьеса и спектакль построены так, точно тяжесть решения – решения Алисы, решение доктора Штрома – герои делят со зрителями и «их» выбор – это выбор и публики тоже. Монологи Штрома, который поначалу в своей холодной логике напоминает другого «доктора» – Гюнтера Хаггинса, путешествовавшего по миру с выставкой своих пластинатов, скульптур из человеческих тел, начинают мучить своей логикой, она там есть.

Но... зрелище вышло сильным, даже – вполне можно сказать – захватывающим, поскольку ничто так не способно захватить, как настоящий, у тебя на глазах – поединок между жизнью и смертью. Художественный свист, с которым актер Театра сатиры Антон Кукушкин прежде веселил публику на актерских капустниках, тут становится метафорой истекающей, уходящей «наискосок» жизни – так у Ахмадулиной это описано: «стайкою наискосок уходят запахи и звуки...». Становящиеся для его героя традиционными визиты к Доктору Смерть, когда он и уйти от него уже не в состоянии – смерть притягивает, да и болезнь, судя по всему, не отпускает, и – тем не менее жизнь пересиливает, желание жить пересиливает желание умереть. И он снова откладывает «операцию», раскладывая перед доктором и его ассистенткой (Анастасия Марчук) «козырные карты» своей уникальной жизни.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
1890
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1224
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1491
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
932

Другие новости