0
1789
Газета Культура Интернет-версия

18.09.2012 00:00:00

Современной опере – да, да, да

Тэги: опера, большой театр


В Большом театра прошла первая постановка «Лаборатории современной оперы»: жертв нет. Среди публики потери минимальные (среди действия зал покинуло от силы человек десять), композитора вызывали на поклоны и, кажется, в суд на Большой подавать никто не собирается. Да, что ставили: оперу Сергея Невского «Франциск».

Де юро это мировая премьера, де факто – большая часть оперы уже звучала (но не ставилась) на фестивалях в Германии и Италии, для московской постановки был написан финал. Но корни оперы все-таки в Москве: несколько лет назад Теодор Курентзис подал Невскому идею написать оперу о Франциске Ассизском для фестиваля «Территория», но тогда сотрудничество не сложилось. А идея проросла.

Василий Бархатов, руководитель «Лаборатории современной оперы», пригласил для работы над оперой режиссера Владимира Бочарова (еще студента) и художника Виктора Шилькрота. Они довольно точно почувствовали материал и сделали крепкий спектакль, который вполне может идти и в репертуаре Большого. На сцене – жилище аскета: кровать и стол. Франциск, умирающий, обессиленный, ненавидящий свое тело, ведет свой последний (или уже первый?) разговор с Богом. Монолог его (текст немецкого либреттиста Клаудиса Люнштедта) не прямолинейный, сбивчивый как поток сознания транслирует помимо солиста и группа чтецов, уже на русском. Святая Клара – или, периодически, мать Святого, или просто некая женщина, – пытается облегчить страдания Франциска, перевязывает раны и пытается накормить нехитрым супом, но проповедник нищеты не желает трафить голоду. Тем сильнее неожиданный и неоднозначный ход, когда он, уже, кажется, умерший, набрасывается на суп и с какой-то звериной неистовостью съедает его; и – душа его возносится. К Господу. Контратенор Дэниэла Китинг-Робертса и меццо Натальи Пшеничниковой, в силу близости тембра, практически проникают один в другой, наполняя друг друга.

На заднем плане находится трехэтажная конструкция; на первом уровне находится пластическая группа и чтецы, на втором оркестр, на третьем – хор. Так что музыканты парят в воздухе, ведомые дирижером. По краям сцены – две ударные установки, еще исполнители сидят на уровне бельэтажа. И вот пространство зала наполняется звуками – стуками, скрипами, шорохами, всхлипами. возгласами, воплями… Пространство оживает, оно начинает чувствовать – ледяной холод, ненависть и страсть, нежность и отчаяние, страх и надежду. Совсем молодой коллектив Questa musica и его руководитель и дирижер Филипп Чижевский (можно сказать, вчерашний выпускник консерватории) за две недели репетиций совершили чудо: исполнение было уверенным, материал был у музыкантов «в руках», ну а точность может в этом случае оценить только композитор – но и он, кажется, доволен. Так что можно смело отметить на нашей музыкальной карте еще одно имя.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
1146
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1583
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
1172
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
983

Другие новости