0
1145
Газета Культура Интернет-версия

04.03.2013 14:31:00

У нас был Папа


В отличие от Бенедикта XVI Папа в исполнении Мишеля Пикколи хотя и покидал Ватикан, но от престола не отрекся. Кадр из фильма «У нас есть Папа»

В конце прошлой недели всеобщее внимание было приковано к Ватикану. Телерепортажи-проводы Папы Римского напомнили фрагменты из фильма Нанни Моретти «У нас есть Папа» – в позапрошлом году тот участвовал в конкурсе Каннского кинофестиваля. Суть этой печальной комедии в том, что Папа испугался ответственности и покинул Ватикан.
Происходящее сегодня в католических верхах таинственным образом проиграно кинематографом последнего времени. Когда новость о предстоящем отречении Папы взорвала ленты информационных агентств, в конкурсе 63-го Берлинале демонстрировался польский фильм «Именем…» Малгожаты Шумовской не просто про ксендза-гомосексуалиста, но про то, что таких ксендзов фабрикует мощное голубое лобби, существующее (по убеждению автора фильма) в среде католических священнослужителей. А ведь предполагают, что эта назревшая постыдная проблема Церкви – один из вызовов, перед которыми Бенедикт XVI спасовал.
Священник Адам в картине Шумовской служит в приюте для мальчиков-подростков и юношей с трудной судьбой и не может не откликнуться на чувство одного из воспитанников. За ним уже вьется след неблагонадежности – на прежних местах службы тоже были истории. Тут он противостоит своему порыву, но такое напряжение порождает срывы. Например, Адам способен напиться и танцевать под рок с портретом Папы в руках. Смотрит он на Понтифика нахально – да, я такой, и что ты со мной сделаешь?! А дальше и вовсе перестает сдерживаться. Перебирается на новое место и предается страсти с бывшим воспитанником. В последнем кадре мы видим этого юношу в облачении семинариста. Порочный круг замыкается, адамы вводят в храм себе подобных.
Финал у картины довольно лобовой, да и по ходу фильма немало недвусмысленных знаков авторского осуждения. Хохот во время пресс-показа в Берлине вызвал эпизод, когда Адам приезжает в город, идет в костел исповедоваться и натыкается на решетку. В храме пусто, и женщина-служка пылесосит ковровую дорожку перед алтарем. «Сейчас не время для исповеди», – сообщает она. Адам удивлен. Это момент, когда разговор с духовником может удержать его от нового витка греховной страсти. «А для чего сейчас время?» – спрашивает он. «Для уборки!» И в кадр попадает табличка: «В такие-то часы в храме обед». Неприкрытый сарказм в отношении Церкви, ленивой и усталой институции, ведущей деятельность «от сих до сих».
«У нас есть Папа» Нанни Моретти выполнен не в таких яростных тонах, как «Именем…» (интересно, что именно в польском кино не прерывается католический дискурс, и именно там появляются фильмы, наиболее громко осуждающие нынешнее положение дел в Церкви). Сатира, конечно, и тут недобрая. Ватикан с красочными церемониалами, с швейцарскими гвардейцами в попугайных нарядах предстает каким-то театром для туристов. Конклав – просто вампука на экспорт. Герой Мишеля Пикколи – свежеизбранный Папа – чувствует фальшь, его страшит необходимость ежедневно играть перед миллионами зрителей по многовековым правилам. И он пускается в бега. Устраивает себе римские каникулы. Несколько дней живет жизнью простого человека, а в Ватикане его дожидается приглашенный психолог-атеист. Пока основной клиент отсутствует, психолог ненавязчиво работает с кардиналами. Учит мухлевать при помощи карт и… играть в волейбол. Те с большим азартом бегают за мячом, отвлекаются наконец от интриг и высокопарных дум о репутации Церкви. А на улицах города неузнанный Понтифик попадает в переделки, общается с людьми и даже пытается играть на сцене маленького театра (в юности он мечтал быть актером). Словом, Папа пошел в народ и интуитивно ищет связи с жизнью. Сегодня Папу новой формации хотят видеть на римском престоле просвещенные люди. И те, кто принадлежит конфессии, и те, кто просто понимает, что Римская католическая церковь – огромная сила по всему миру. Раздаются голоса, что это должен быть реформатор, готовый расчистить авгиевы конюшни сексуальных скандалов и дать старт кардинальным изменениям в правилах жизни священнослужителей. И, главное, новый Папа должен понимать, чем живут люди в новом мире. Как пасти стадо в XXI веке, чтобы поголовье не уменьшалось – наверняка этот вопрос и привел в панику Папу в фильме Моретти. В отличие от ньюсмейкера Бенедикта XVI Папа в исполнении Мишеля Пикколи от престола не отрекся, вернулся в Ватикан полный впечатлений. Кино кончилось, а тема папского эскапизма получила в жизни такое вот неожиданное развитие…     

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
585
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
731
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
623
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
502

Другие новости