0
2993
Газета Культура Интернет-версия

06.08.2013 00:01:00

Вместе лежать на холме

Тэги: архитектура, выставка, музей


архитектура, выставка, музей Идеи архитектуры парят над холмами и юртами. Фото автора

Архитектору Тотану Кузембаеву в четверг исполнилось 60. Тогда же в ARTPLAY, где, кстати, располагается мастерская Тотана, открылась выставка, которую курирует другой архитектор, друг Кузембаева – Юрий Аввакумов. В подзаголовке «Гравитации» так и обозначено – «выставка-инсталляция». Меньше всего ее вид напоминает архитектурные выставки в традиционном их понимании. Впрочем, ретроспектива тоже будет – через месяц она откроется в Музее архитектуры.
Увы, часто на архитектурные выставки идешь, предвкушая, как, хмуря брови, будешь разбираться у кульманов с чертежами, мысленно «вгрызаться» в планы и макеты, тщась сопоставить их с итоговым образом. Бумажные выставки довольно тяжелы. Поэтому в «Гравитации» установили другие законы, оставив за скобками архив, и в основу положили (без всяких отсылок к застолбившему за собой материал Йозефу Бойсу) войлок. Войдя в Большой зал ARTPLAY, снова оказываешься на улице – в степи. То ли с холмами, то ли с юртами, войлочное царство которых погружено в полумрак (гигантское окно сейчас завесили) и в разговоры природы с вскрикивающими птицами и с деловитым жужжанием других ее обитателей. Это забытое в городе ощущение дачного детства, когда в утренней полудреме глядишь на пробивающиеся сквозь задернутые шторы пляски солнечных бликов и слушаешь гомон природы. Спроектированный Юрием Аввакумовым для нынешней выставки пейзаж тянет к казахскому детству Кузембаева, и сработана она эдакой виньеткой о юбиляре, сохранившем детский романтический порыв. Это, кстати, несмотря на то что практиковать Тотан стал рано: в одном из интервью он рассказывал, что, еще будучи подростком, в 15 лет построил для родных дом в казахском ауле имени Чапаева.
В войлочных холмах, ходить по которым можно только босиком, прорезаны лунки, они же «шаныраки» – отверстия в куполах юрт. Оттуда вверх проецируется слайд-шоу кузембаевских творений. Вдруг вспоминаешь Илью Кормильцева: «Мы лежим под одуванчиковым солнцем/ И под нами крутится земля…/ Мы лежим на склоне холма»… Здания Кузембаева, которые мелькают над головой длинным строем, и в данном случае не так важно, что безымянным, – тоже о диалоге с природой. Преимущественно деревянные, они соразмерны человеку и окружающему их пространству, которое становится обязательной составляющей образа. Кузембаев может поставить дом на сваи, он может выпустить из него диковинные выступы, может прорезать стену десятками крохотных отверстий, играя с ритмом, фактурой и светом. У него, любящего конструктивизм, чувствуется переживание на новом временном витке тех смелых градостроительных фантазий не просто архитекторов – архитекторов, работавших как художники. Что, впрочем, не умаляет функциональности его работ.
Как художник он тоже работал – поколение «бумажной архитектуры» давало увольнительную цензору-ratio. И вот на балконе Большого зала ARTPLAY вдоль балюстрады висят рисунки фантастических городов Кузембаева, дотошно выписанных чудных зданий с эклектичными реминисценциями разных эпох и стилей, складывающихся в городские силуэты то в виде кубов и сфер, то в виде гребня волны, норовящего унести вас вслед за рукой нарисовавшего это архитектора.
Парящие под потолком снимки кузембаевских работ – витающие в воздухе, из детского пейзажа в сегодняшний, новый ландшафт возвратившиеся идеи архитектуры, пожалуй, даже в платоновском смысле. Но не воздушные замки, а крепко стоящие на ногах строения (к которым так не хочется приписывать пресловутое «элитные»), которые останутся, скажем, и в одной из самых известных его работ в курорте Пирогово, и на страницах книг среди лучшего современного российского зодчества. Просто «Гравитация» тут – воображение, поддающееся тяготению, но не приземлению.   

Юрий Аввакумов о том,
как вместо гольф-поля
в ARTPLAY раскинулась степь:

Сначала все было просто. Не очень, вернее, совсем не хотелось делать выставку из вещей – макетов, чертежей. Хотелось сделать то, чем архитектор, собственно, постоянно занимается – то есть создать пространство. И хотелось, чтобы это пространство было связано с внутренним миром архитектора. Самая первая затея была связана с Пироговом, где Тотан так много строил – предполагалось, что здесь, как и там, будут поля, лунки, а из лунок будет светить свет и будут появляться изображения. Но потом вместо зеленого ковролина решили взять войлок, и оказалось, что это переломный момент. Использование этого материала потянуло за собой ассоциации, связанные не с конкретной местностью, не с каким-то гольф-полем, а со степным ландшафтом, с юртами, которые накрывались войлоком… Вдруг потянулась цепочка, связанная с детством Тотана.

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Правительство донастраивает налоговую систему перед реформой

Правительство донастраивает налоговую систему перед реформой

Ольга Соловьева

Бюджет оплатит закупку лекарств от разных форм гепатита

0
1038
Путин собрал голоса 76 миллионов избирателей из 112 миллионов

Путин собрал голоса 76 миллионов избирателей из 112 миллионов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Партийные кандидаты показали патриотические чувства и локальные успехи

0
1039
Россияне подолгу хранят верность своим старым машинам

Россияне подолгу хранят верность своим старым машинам

Анастасия Башкатова

Автовладельцы ищут способы сэкономить на запчастях и ремонте

0
1010
Гастарбайтеров можно и штрафовать, и выдворять

Гастарбайтеров можно и штрафовать, и выдворять

Екатерина Трифонова

Нелегальный мигрант попытался найти защиту у Конституционного суда РФ

0
941

Другие новости