0
4476
Газета Культура Интернет-версия

03.10.2013 00:01:00

Черно-белый спектакль про коварство-любовь

Тэги: театр, лев додин, золотая маска


театр, лев додин, золотая маска Мильфорд (Ксения Раппопорт) и Фердинанд (Данила Козловский). Фото с сайта фестиваля «Золотая маска»

«Спектакли Льва Додина в Москве» – один из специальных проектов «Золотой маски». В последние дни сентября Малый драматический театр – Театр Европы успел уже дважды сыграть «Три сестры», премьеру позапрошлого сезона, во вторник и в среду на сцене Театра имени Маяковского – премьеру прошлого сезона, «Коварство и любовь».
С мещанской трагедией в пяти действиях в классическом переводе Николая Любимова Лев Додин обошелся решительно и одновременно – очень бережно. Спектакль идет без антракта два часа двадцать минут, при этом – при самых что ни на есть радикальных сокращениях – очень многие детали, интонации режиссер (он же и автор сценической композиции) сумел сохранить. Сразу после премьеры в «НГ» вышла статья петербургского критика Галины Коваленко, но так остается и по сию пору, московские гастроли для наших театров – как вторая премьера: так в афишах Малого драматического театра указываются и премьера в каком-нибудь важном европейском городе, и дата первого спектакля в Санкт-Петербурге. На «Коварство и любовь» собралась не только вся театральная общественность, но и светская публика. По окончании на выходе из театра выстроилась целая шеренга охранников и водителей, напряженно ожидавших появления VIP. В центре партера высилась шевелюра Филиппа Киркорова, он же первый поднялся и аплодировал стоя.  
Срубив почти под самый корешок роль матери Луизы Миллер (ее играет Татьяна Шестакова, в роли учителя музыки Миллера – Александр Завьялов), Додин все ее содержание, если можно так сказать, перевел в молчаливую игру, почти в пантомиму, роль Шестаковой – это растянутая во времени «Пьета», Stabat Mater. Религиозные мотивы, наверное, – отдельная тема для разговора об этом спектакле: конечно, не случайно свечи в финальной сцене сгружены в один церковный «рой», а монолог Луизы (Елизавета Боярская) звучит скороговоркой православной молитвы.
«Балет» в этом спектакле – пластическая партитура, расчерченная «на квадратики», то есть геометрия, порой, кажется, правит бал. Прямые углы старинных деревянных столов, которые заботливо и предупредительно и совершенно беззвучно переставляют с места на место люди из окружения Президента (Игорь Иванов), деревянные балки – естественное украшение фасадов основательных бюргерских домов – перечеркивают черный задник (художник – Александр Боровский). Три цвета оставляет Додин в спектакле: черный, белый и темный цвет мореного дуба или не дуба…
Сократив канонический текст, Додин добавил от себя речь Бисмарка, которая завершает спектакль и режет слух какими-то очень узнаваемыми и сегодняшними оборотами – про рост национального самосознания. Смерть молодых героев не мешает где-то там этому самому самосознанию расти и расти. Политическая трагедия? И да и нет. Политики в спектакле не больше, чем в самой трагедии Шиллера, и нельзя сказать, что любовная история, конечно, тесно связанная с политическими вопросами и интригами при дворе германского владетельного герцога, сдвинута к краям спектакля.
О спектакле много написано, остается поделиться какими-то заметками на полях, поскольку «Коварство и любовь» Льва Додина – из тех, о которых невозможно не рассказывать, с которыми продолжаешь жить еще долго (мысли о некоторых его спектаклях сопровождают меня всю жизнь).
В речах здешней леди Мильфорд (Ксения Раппопорт) сквозь придворные лукавые речи просвечивает подлинность чувств – настоящих, сильных. Президент – и режиссер здешней интриги, но не может отказаться и от положения зрителя и наблюдает со стороны за тем, как расставляет и ловит в свои сети молодого и пылкого Фердинанда эта самая леди. Спектакль в спектакле: здесь, где Мильфорд и Фердинанд, – мелодрама, а здесь, где на все происходящее живо реагирует Президент, – чистый фарс.
Как всякий продуманный, выношенный спектакль, «Коварство и любовь» приоткрывает и явные, и тайные связи шиллеровской трагедии: отравление невинной и последующая развязка откликаются потом в нашем «Маскараде», а музицирование Фердинанда и Луизы, флейта и фортепьяно, – не отзывается ли отраженным светом в реплике Фамусова в «Горе от ума»? Он-то знает, помнит, читал, что флейта и фортепьяно – опасное сочетание для молодых возвышенных натур.
«Коварство и любовь» Льва Додина – спектакль, в котором много страстных объятий и долгих поцелуев, и одновременно сохраняющий холодность рассудка. Очень геометрически правильный и местами даже, кажется, герметичный, но вдруг – ближе к финалу – захватывающий, трогающий до слез. Меня захватил. И тронул. Прямо очень... Очень.    

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
798
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1056
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
846
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
690

Другие новости