0
1723
Газета Культура Интернет-версия

15.05.2014 00:01:00

Не этот день

Тэги: театр на таганке, премьера, день победы


театр на таганке, премьера, день победы Креативные работники безликого офиса. Фото Екатерины Цветковой/PhotoXPress.ru

«День Победы» – очередной проект Группы юбилейного года, которая пришла в Театр на Таганке, чтобы отметить 50-летие эпохи Юрия Любимова. В отличие от нескольких уже вышедших спектаклей сюжет пьесы Михаила Дурненкова не имеет прямого отношения к истории самого театра, хотя игру в документальность можно обнаружить и в спектакле, который поставил Юрий Муравицкий. Как и несколько уже вышедших спектаклей, подготовленных Группой юбилейного года, в «Дне Победы» герои тоже пытаются  разобраться с историей, только ранее речь шла об истории Театра на Таганке, тут – выясняют отношения с прошлым страны.

Про «День Победы» Дурненкова и Муравицкого широкой общественности «доложили» загодя, когда в Совете Федерации вдруг обеспокоились, что в Театре на Таганке пропагандируют черт знает что, а на День Победы готовят спектакль, в котором предполагается ревизия славных побед наших дедов и прадедов. Переврали фамилию драматурга, перепутали все, что можно было перепутать, но в целом так и есть, с той лишь поправкой, что любой спектакль и фильм о прошлом так или иначе перетолковывает исторический сюжет, это – в какую бы сторону ни повернули герои – всегда ревизия прошлого.

Ничего страшного, то есть публичного отрицания итогов Великой Отечественной войны или попытки пересмотра ее итогов, в спектакле нет и в помине. Для того чтобы похвалить спектакль, чтобы назвать его театральным событием, этого, правда, недостаточно. Все хвалят художника Ирину Корину. Известная своими проектами в области актуального искусства, номинант и лауреат разных престижных премий и среди прочего участник Венецианской биеннале, Корина и тут остроумно играет с пространством. Когда зрители входят в зал, многие с удивлением обнаруживают, что окна, которые расположены за белой кирпичной стеной Таганки и выходят на Садовое кольцо, распахнуты. Перед тем как начать спектакль, окна все плотно захлопывают. Света белого уже не видно. В глубине сцены стоят и две «березки» – декоративные, массивные, с торчащими из них еще более декоративными цветками красных гвоздик, точно принесенных с советской первомайской демонстрации. Они «прячутся» там как знаки большого уличного торжества, которое еще только предстоит сочинить главным героям. Да, пьеса Дурненкова посвящена одной из главных в нашей жизни профессий – сочинителям пышных торжеств, сотрудникам некоего эвент-агентства. Центр сценической площадки занимает прозрачный павильон, некий образ-знак среднестатистического офиса, где творят креатив – представители  агентства сочиняют концепцию очередного Дня Победы.

Правда, начинается спектакль с других диалогов: главный герой ищет поддержки у доктора, вероятно, психоаналитика. Герой – на сцене, доктор – в зале. Исследовав программку, отмечаешь, что в спектакле Юрия Муравицкого актеры все готовы сыграть чуть ли не любую роль: Семена вот на премьере играл Дмитрий Высоцкий, а Гришу – Михаил Лукин, а могли и наоборот, и только Феликс Антипов не знает замены,  он появляется в почти бессловесной роли старика-ветерана, а запоминается – молчаливым медленным проходом через всю сцену с тремя ветхими гвоздичками в ослабевшей руке: одна уже переломилась пополам и праздничный букет вот-вот превратится в поминальный.

Что в этой истории не радует? Прямолинейность драматургической конструкции. Работа с документальным материалом (или – с его подобием) также нуждается и в драматургическом таланте, и просто – в участии драматурга. Здесь все прямолинейно, а усилия актеров в целом адекватны драматургическому материалу, то есть колеблются в области органического оправдания. Возможно, пьеса сложнее, хочется, чтобы драматург, с именем которого еще недавно связывались немалые надежды, эти надежды оправдывал, но тогда весь груз ответственности придется переложить на плечи режиссера, а Юрий Муравицкий – тоже из тех, на кого, казалось, не страшно оставить русский театр. Отчего же на сцене все так прямолинейно и плоско?

Вспомнил, уже выйдя из театра, как много лет назад пожаловался своей столетней тетке, что мои дети как-то мало знают о Великой Отечественной войне. В ответ она спросила меня: а много ли ты знаешь о Русско-японской войне? Ну, про крейсер «Варяг»... Что еще? Это не их война. «Не их война» – я хорошо запомнил ее слова. Спектакль «День Победы» – на эту тему, герои сочиняют «чужой» день рождения, праздник про чужую победу. Успел найти в социальной сети один восторженный отзыв, автор пишет, что спектакль вышел о том, что «у каждого из нас своя память (у молодых – генетическая), свое впечатление о войне. Свои личные переживания. Своя боль. Иногда – зашкаливающая. Но – личная. И ее не подменить никакими пропагандистскими пиар-проектами». Но об одном и том же можно рассказать сложнее, можно – попроще, в «Дне Победы» вышло как-то уж очень просто, местами даже забавно, но ни разу меня эта история не задела за живое, хотя... хотелось бы. В пьесе несколько реальностей, несколько сюжетных линий, но сложности, объема от этого почему-то не возникает. А боли – нет совсем. 

И даже возникающие то тут, то там «приветы» старым спектаклям Таганки – вплоть до виолончельной спины Маргариты, повернувшейся к залу спиной, – здесь в этой роли появляется или, правильней сказать, оборачивается Кирна (Александра Басова). Спина прекрасна, спору нет, но сама актриса, когда играет до и после – точно находится в ином измерении, в круге совсем других проблем. «Ноль-позиция» – наверное, важное условие работы в документальном материале, но для большой сцены – явно минус, большая сцена требует несколько другого градуса и другой включенности, которой эти актеры никак не добирают. Они и говорят чуть тише, чем того требует большое пространство небольшой старой сцены Таганки, точно боясь переборщить, точно стараясь не выйти из документальности тона. А получается – не доигрывают, блеклость игры превращается в бесцветность. В невнятность общей картины. И микрофоны, к которым то и дело припадают актеры-герои, не выручают.

Документальная (или даже псевдодокументальная, как бы документальная) история, мне кажется, нуждается в особенно изобретательной игре, именно – в бурной постановочной фантазии, которой здесь нет. Одна невыразительность и недосказанность, помноженная на другую, дает общую блеклость и неопределенность. Что-то такое... Так себе... Жаль.  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
441
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
551
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
464
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
381

Другие новости