0
2817
Газета Культура Интернет-версия

24.07.2014 00:01:00

За ОМОНом – подземелье актуальности

Тэги: выставки, винзавод


выставки, винзавод Стенка на стенку. В темноте – страшно. Фото автора

Под землей, в огромном, холодном, темном, красивом сводчатом пространстве Большого Винохранилища кураторы – арт-директор Винзавода Анастасия Шавлохова и Лукас Топфер – широко раскатали выставку «Одно место рядом с другим». Весьма туманно звучащее заглавие, по замыслу организаторов, отправляет к исследованию того, как пространство, то есть контекст, влияет на объект и на его трактовку. В этом смысле неудивительно, что таким показом здесь открывается новый выставочный цикл «Фокус на реальность». Вместе с тем «Одно место…» – спецпроект IV Московской международной биеннале молодого искусства.

Сближенья, конечно, бывают странные – задумчивые видео о границах, победах, о брошенных человеком местах, монумент порушенным памятникам или татлинская башня, поросшая грибами, как галлюциногенный оммаж утопии и утопическому, и – легкомысленное общежитие веселой краснодарской арт-группировки ЗИП, с детской резвостью сушащей майки и трусы в подземелье в центре Москвы, – но это тот случай, когда всем им на руку сыграло пространство. Даже в каких-то случаях обыграло участников.

«Одно место рядом с другим» адресует к эссе Мивон Квон 1997 года, только оно называлось «Одно место после другого»: ссылаясь на других мыслителей, Квон рассуждала о «реляционной специфике»… Сейчас отношения с гулкой атмосферой Большого Винохранилища выясняют немецкие, швейцарские и российские авторы плюс один украинский художник Никита Кадан. Не сказать чтобы к новой, хотя и остающейся интересной (правда, всегда в зависимости от окружающей архитектуры, но с ней здесь все в порядке) теме самоощущения в пространстве, к пространству, смещающему акценты восприятия, обратилось в основном молодое поколение. Его разбавили классиками-концептуалистами Андреем Монастырским, Еленой Елагиной с Игорем Макаревичем, работавшим с группой Zero Кристианом Мегертом. И Карстеном Николаи.

Когда темный коридор-неф озаряется вспышкой света и перед вами «вырастают» – стенка на стенку – 16 омоновцев в черных касках, на мгновение берет оторопь… «ОМОН» Юлиуса фон Бисмарка – гегемон на выставке, попавший, что называется, в десятку (хотя и говорящий просто – в лоб) и вписывающийся в контекст: и конкретного винзаводского пространства, и политического пространства вообще – и протестов, в жизни и формами искусства. Даже если бы в «Одном месте рядом с другим» не показали больше ничего, оставив пустовать другие громадные отсеки, на это стоило бы поглядеть. Участников, однако, много, и за омоновцами упирается главою непокорной в потолок «Пьедестал» Никиты Кадана, белый «слепой» монумент уничтоженным в постсоветской Украине памятникам, сообщает автор. А к бисмарковским человекам в футляре то и дело подкатывает робот, лепечущий смешные несуразности. Тоже характерная картина.

Дальше – мысли, работы расквартированы по сводчатым отсекам. Где-то их даже попытались зарифмовать, увязать друг с другом. Если знаменитая «Ветка» Андрея Монастырского, зафиксированная скотчем, стала музыкальной партитурой – утопической, ведь, нарушив тишину, потянув за ветку, разрушишь объект, – то не менее известные лайтбоксы Кристиана Мегерта тянут в не менее утопическое пространство, бесконечно множащееся за счет зеркал. И коли Фабиан Кнехт записывает на видео перформанс «Преодоление», запуская с китайской границы петарды в направлении Северной Кореи, так Иван Бражкин снимает «Взятие высоты». Флаг над заброшенной котельной – вообще какой бы то ни было «флаг-над» – адресует к хрестоматийному снимку Евгения Халдея «Знамя Победы над Рейхстагом», и одновременно это символический, партизанский жест вообще освобождения, пусть и ненужной постройки на окраине какого-то современного города.

Сложность в том, что тут мысли, как штрихи, которым недостает еще какого-то импульса, чтобы соединиться в линию сюжета. Недоартикулированные, но любопытные наброски. И кирпичные своды Винохранилища их переигрывают – в таком месте, в отличие от стерильно-белого галерейного куба, можно показывать почти что угодно, только архитектурной выразительности трудно соответствовать. Впрочем, одним из главных мотивов можно считать неустойчивость. Иногда – с попыткой эту нестабильность преодолеть – пусть и в отдельно взятом месте. Поскольку Momentum группы Das Numen оставляет вас в кромешной тьме наблюдать за нервической траекторией светового луча, сложившегося от переданных на Винзавод из обсерваторий сигналов вспышек на Солнце, а Андреас Грайнер с Армином Кеплингером показывают «Близнеца», заставляя застыть над двумя одинаковыми бетонными блоками с парафином, один из которых раскален, а другой остывает (и эта круговерть не прекращается), то будут ЗИПы. Те неподалеку от бисмарковского ОМОНа, за его спиной, соорудили то ли большую хибару, то ли крохотную модель мира. «Третья лагуна» – неосвоенное место на побережье Черного моря, дикое и свободное. Здесь и сейчас это – способность строить жизнь независимо от контекста.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
809
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1068
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
855
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
696

Другие новости