Она выросла в Ленинграде, там же вместе с матерью и бабушкой пережила блокаду. Отец, прославленный артист Бруно Фрейндлих, прививший дочери любовь к театру и кино, покинул город еще до начала войны – ему, немцу по происхождению, оставаться в Ленинграде было опасно. Во многом благодаря этому дочь и жену Бруно Фрейндлиха обошли стороной репрессии.
Детские игры в импровизированном домашнем театре переросли в мечту об актерской карьере, путь к исполнению которой Алиса Бруновна начала с наступлением мирного времени. Театральный кружок в школе, после – театральный институт. Вернувшийся в город из вынужденного изгнания отец увлечение дочери поддерживал и даже направлял начинающую актрису – послушав его совета, она сделал выбор в пользу драматического, а не оперного театра. И не прогадала, хотя дорога от любительских и студенческих постановок к профессиональным не была простой.
Поступив после выпуска на службу в театр им. Комиссаржевской, она несколько лет доказывала свое право на главные роли, «сражаясь» с местными примами, а в кино даже судьбоносная, как станет ясно позднее, встреча с Эльдаром Рязановым не сразу принесла свои плоды. Несмотря на обоюдное желание поработать вместе, актриса и режиссер искали подходящую роль путем проб и ошибок. Рязанов не утвердил Фрейндлих ни в «Гусарской балладе», ни в «Иронии судьбы», где она претендовала на партию, в итоге доставшуюся Барбаре Брыльской. Звездный час выпал на 1977 год, когда актриса появилась в образе «советской Золушки» Людмилы Прокофьевны в «Служебном романе». Казалось бы, легкий жанр еще одной «народной комедии», но он требовал истинного драматического таланта, преображения на глазах у зрителей – и не столько внешнего, сколько внутреннего. Понять, что образ удался, можно и без подсчетов купленных билетов: реплики Людмилы Прокофьевны разошлись на цитаты, песни из фильма в исполнении самой Фрейндлих стали хитами, женщины, узнавшие себя в сутулой, холодной и черствой героине, учились ходить «от бедра», покупали красивые платья и выстраивались в очереди в парикмахерские.
Со «Служебного романа» во многом начался отсчет нового периода в кинокарьере Фрейндлих. Игнорировать актрису режиссерам теперь было сложнее, и роли, занявшие впоследствии ключевые позиции в фильмографии Алисы Бруновны, пришли к ней именно после фильма Рязанова. Еще важнее – жанровый разброс, несмотря на то, что соблазн эксплуатировать уже показанный и успешный образ наверняка был велик. Тем не менее среди сыгранных Фрейндлих героинь можно найти и королеву в «Трех мушкетерах», и жену Сталкера из одноименного фильма Андрея Тарковского – роль небольшую, но, как принято говорить, «на разрыв аорты», и капризную театральную приму из недооцененного «Успеха» Константина Худякова. Удалось вновь поработать и с Эльдаром Рязановым в «Жестоком романсе» – в роли расчетливой помещицы Огудаловой. В этой экранизации пьесы Островского режиссер не видел никого другого, отстаивая право одной из любимых своих актрис на участие перед сомневавшимся худсоветом.
Почти одновременно с выходом «Жестокого романса» произошли изменения и в театральной жизни Фрейндлих. Покинув в 1983 году труппу театра им. Ленсовета, она поступила на службу в БДТ. Большой драматический стал в итоге главной сценой в жизни актрисы, здесь она работает по сей день, здесь ей выпало сыграть свои главные роли – ведь театр сама Фрейндлих всю дорогу ставила для себя превыше прочих видов искусства. И здесь, как и на экране, не было недостатка в разнообразном репертуаре – от Островского до Теннесси Уильямса, от Шекспира до Чехова, от Горького до Тома Стоппарда.
«НГ»