0
4005
Газета Культура Интернет-версия

16.03.2015 00:01:00

Последний реализм

Тэги: третьяковская галерея, выставка, гиперреализм


третьяковская галерея, выставка, гиперреализм В залах на Крымском Валу. Фото автора

В пространстве ГТГ на Крымском Валу открыли первую масштабную выставку о последнем крупном направлении в искусстве XX века. «Гиперреализм. Когда реальность становится иллюзией» – результат кураторских усилий завотделом новейших течений Третьяковки Кирилла Светлякова и Юлии Воротынцевой, но в кураторском почерке больше чувствуется рука Светлякова, который умеет создавать выставки масштабные, информативные, с гиперссылками – и не без спорных моментов. За авторское высказывание, несмотря на то что с чем-то порой не соглашаешься, спасибо.

Гиперреализм 1970–1980-х был последним крупным направлением в российском искусстве XX века. Последним, пусть и с опозданием синхронизировавшимся с американским и европейским образцами, последним реализмом после соцреализма и сурового стиля в СССР и последним, пытавшимся в рамках «изма» продлить существование живописи, в жизнеспособности которой то и дело сомневались скептики. Впрочем, живопись вне течений, сама по себе, будто назло «врагам», вполне себе здравствует. А линию гиперреализма (он же фото-, супер-, острофокусный реализм или, как в свое время предложил называть его советскую карнацию Александр Каменский, документальный романтизм) сегодня в России последовательно продолжает вести Семен Файбисович. Хотя он, забросивший в 1990-х краски ради литературной деятельности, когда вернулся к холстам, ярлык фотореалиста уже не жаловал, и к его выставке 2008-го критик Екатерина Деготь предложила термин «героический реализм». Но, признаться, его написанные по материалу, отснятому на улицах мобильным телефоном, картины сейчас уже кажутся законсервировавшимися и по манере письма, и по высказыванию.

В Третьяковке Файбисович, разумеется, имеется, но только ранний, который стилистически ярче. И еще несколько десятков художников, включая участников «Группы 6» – это Алексей Тегин, Сергей Шерстюк, Сергей Базилев, Сергей Гета, Николай Филатов и Игорь Копыстянский, – просуществовавшей с 1980 года всего пять лет. Посвящение гиперреализму тут выглядит почти одой живописной депрессии: в аудиорамках Interstellar overdrive Pink Floyd и мультипликационного «Полигона» Анатолия Петрова крутятся кадры слайд-шоу со снимками из архива Сергея Геты (украинские путешествия, эскизы картин…), раз уж фотография была отправной точкой для живописи гиперреалистов, и сами картины и графические работы в псевдодокументальной стилистике, с намеренной авторской отстраненностью, препарированные по разделам «Реальность и абстракция», «Сюрреализм и гиперреализм», «Город», «Я и другие»… Дома, подъезды, механистичность транспорта и мегаполисов, дружеские компании, переведенные с намеренно небрежных фотографий на холсты и получившие, таким образом, монументальность моменты – заторможенные, остановленные, проведенные по выставке, как на обрывках фотопленки, которым уподобил выгородки дизайнер показа Алексей Подкидышев. Города – пустынные, холодные, звучащие в унисон с какою-то почти экзистенциальной отчужденностью – и над нею же усмехающиеся, как на картине Тамары Гудзенко «Остановка Конечная». Если мировой первоисточник был определенной антитезой поп-арту, то советский его аналог Кирилл Светляков выводит как «стиль холодной войны», поскольку и в конце 1970–1980-х посттравматический синдром Второй мировой был еще силен. Не слишком ли много прошло времени с начала холодной войны?.. Но это, в конце концов, авторская кураторская позиция.

Вместе с нарочитой отстраненностью, холодностью словно бы нивелированной авторской интонацией технически гиперреализм вооружается и наложением, коллажностью кадров, и игрой в фокус-расфокус, хотя при всем при том именно живописные качества оставались для этого течения, кажется, все же на периферии по отношению к изображению как информации. Информация эта – и личные размышления об отцах и детях, когда Сергей Шерстюк пишет диптих «Отец и я», красноречиво сопоставляя две фотокарточки – подтянутого отца в военной форме и неуверенно глядящего на себя в растянутом свитере, отправляя зрителя одновременно к знаковой картине художника сурового стиля Виктора Попкова «Шинель отца». Информация эта, раз уж гиперреализм реагировал на реальность разного толка, отпечатывается на картинах в радиусе от «Проблем Земли» (по названию работы Сергея Овсепяна) вообще до Чернобыля в «Катастрофе» Сергея Базилева в частности (из воды выезжает гигантская пленка, кадр катастрофы).

Кураторское высказывание это получилось информативным, оно даже как будто стремится превратиться в монографию с гиперссылками и, увы, небольшими репродукциями недостающих западных, например, примеров. Оно говорит о направлении как о конкретно очерченном явлении, но и пытается посмотреть на него как на очередной «изм», включая сюда зачем-то ранний осенний пейзаж Эрика Булатова с имитацией разреза, щели на холсте, или проводя расширяющие границы стиля аналогии – в виде репродукции Татьяны Назаренко, которая отталкивалась от фотографии, размышляя о «Рекламе и информации». Наконец, завершается все видеоинсталляцией «Оборона» группы «Синий суп»: молочный туман лишь намекает на очертания деревьев, тень зрителя становится частью изображения, сопровождаемая звуками выстрелов. Эффектная, вводящая в состояние оцепенения концовка. Хотя стоило ли продлевать жизнь гиперреализма так далеко в нулевые, вопрос. Такие вопросы здесь возникают не раз, но за то, что кураторы не боятся рискнуть, выйти за рамки принятого, стоит их благодарить. В конце концов, что до гиперреализма, может, он и мог бы возродиться, если бы у живописи назрела потребность в критическом по содержанию и документальном по форме сообщении.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
501
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
622
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
527
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
432

Другие новости