0
5678
Газета Культура Интернет-версия

03.05.2015 18:05:00

Плисецкую называли великой балериной и в России, и во всем мире

Тэги: плисецкая


плисецкая Фото Reuters

В воскресенье днем в Большом театре давали балет "Дама с камелиями", перед тем, как начать спектакль, объявили минуту молчания и весь зал этой минутой почтил память великой балерины, одинаково великой и ценимой и в СССР, а потом и в России, и во всем мире. Не зря, вспоминая Плисецкую, все её молодые коллеги в один голос говорили, что, когда выбирали профессию, старались быть похожей на неё. Несмотря на то, что России невероятно повезло в ХХ веке с великими балеринами, именно Плисецкая на протяжении десятилетий оставалась почти что главным символом балетной профессии, символом самостоятельной, вольной стихии танца.

Народная артистка СССР, Герой Социалистического труда и среди немногих - полный кавалер ордена "За заслуги перед Отечеством", Плисецкая тем не менее прожила непростую жизнь, временами даже очень трудную. Преследование КГБ, увольнение из Большого театра - не уход по собственному желанию на преподавательскую и тренерскую работу, а увольнение - по выслуге лет. Юрий Николаевич Григорович, до того создавший для Плисецкой несколько главных её партий, жестко отправил на пенсию Плисецкую, правда, одновременно и со своей супругой - Наталией Бессмертновой.

Но Плисецкая совсем не собиралась уходить со сцены, именно благодаря ее неисправимому и неизменимому желанию танцевать, пока будут слушаться руки и ноги, танцевать одними руками, когда не было уже физической возможности выполнять сложные балетные па, она и стала символом балетной профессии не на короткий балеринский век, а на полвека, для нескольких поколений.

Ей аплодировали, она влюбляла в себя публику Рима и Милана, Германии, Америки, так что Плисецкая - из тех немногих, кого великой называли не только на одной шестой суши - в СССР, она была великой балериной для всего мира, несравненной, божественной, недосягаемой. Тот редкий случай, когда трагедия ее ухода отзывается болью и в сердцах многих профессионалов, и в сердцах тех, кто никаких других балерин, кроме Плисецкой, никогда не видел и не слышал.

Её визитной карточкой, номером "на все времена" был "Умирающий лебедь" Сен-Санса, которого впервые она станцевала в 40-х, то есть больше 70 лет тому назад, но даже сегодня, глядя на ее танец, вряд ли кто скажет, что эта манера, этот танец, хореография - устарели, - настолько живыми были каждое ее движение, каждое движение тела, взмах рук, каждое ее дыхание.

Плисецкая - яркий пример того еще, что в балерине очень, конечно, важны и руки, и ноги, но глаза, лицо, мимика танцовщицы в танце играют, может быть, главную, первостепенную роль, поэтому все великие балерины, такие как Майя Плисецкая, - это балерины с потрясающими лицами, её взгляд отпечатывается в памяти навсегда, как и красота и грация ее движений.

На неё, для неё считали великим счастьем работать, сочинять свои танцы великие хореографы ХХ века, сам Карден почитал за честь шить ей платья, а Морис Бежар поставил ей танец, в самом названии которого - имя балерины, короткий юбилейный бенефисный выход под названием "Аве, Майя".
Ее книга "Я, Майя" дает основания полагать, что характер балерины не был простым и удобным для театра, где так важно коллективное творчество, но балет недаром по-прежнему хранит в своих штатных расписаниях старинные деления на прим и солистов, а Плисецкая - была такою, прима-балериной Большого театра, единственной. На все времена.  

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
1004
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1360
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
1035
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
861

Другие новости