0
5328
Газета Культура Интернет-версия

20.08.2015 09:06:00

Умер Лев Дуров

Тэги: лев дуров


лев дуров
Фото официального сайта артиста

Лев Константинович Дуров умер в ночь на четверг в московской Первой Градской больнице, куда попал в начале августа в тяжелом состоянии. Он пережил несколько инсультов и каждый раз как-то талантливо обманывал болезни и саму смерть, не только выкарабкивался, но и - вероятно, для него это и было самым главным - возвращался на сцену, снова появлялся на телеэкране. И продолжал играть в театре, и играл, и ставил новые спектакли. Выходил на сцену в роли Просперо в шекспировской "Буре", в роли старика Раппопорта в американской пьесе про "бессмысленных" пенсионеров. В этом самом Раппопорте играл отчасти самого себя - такого же заводилу, который не в силах жить скучно и никогда не станет так жить, вопреки обстоятельствам, презирая старость и слабость. 

Вообще он любил играть. Его фильмография занимает несколько страниц, за свою долгую жизнь в искусстве - а начал он сниматься в 1954 году! - он сыграл в кино больше 200 ролей. Он был невероятным патриотом Театра на Малой Бронной, куда пришел вместе со своим учителем Анатолием Эфросом в 1967 году, но никогда не отказывался от интересных предложений "на стороне" и несколько лучших своих ролей сыграл в других театрах. В "Школе современной пьесы" в спектакле Бориса Морозова "Миссис Лев" он вышел в роли Толстого и это был одновременно и смешной, даже комический старик, но одновременно - и мудрый старец, эту сложность характера Дурову удалось воплотить. А в Новом драматическом театре, когда туда только-только пришел Вячеслав Долгачев Дуров сыграл главную роль в пьесе Александра Гельмана "Профессионалы победы" - о буднях российских политтехнологов, о гении своего дела - сыграл этакого Березовского, в сложности этого характера, актер сумел дать объем.

Дуров - из той самой семьи цирковых артистов, удовольствием было наблюдать его встречи и короткие обмены репликами с его то ли троюродной, то ли даже четвероюродной сестрой Натальей Дуровой, которая возглавляла знаменитый "Уголок Дурова", - в их диалогах возникала какая-то старинная традиция непростых и одновременно аристократичных актерских отношений, где торжествовала всегда игра, артистизм. Вообще Дуров, такое впечатление, чувствовал свою ответственность за свою актерскую профессию. Вот в каком смысле: оказываясь среди людей, неважно - других актеров или людей, к театру, к кино не имеющих отношение - он мгновенно начинал рассказывать какую-нибудь актерскую историю, быль из собственной жизни или из жизни кого-то из своих знакомых, чаще - из своей, и спустя мгновение все окружающие уже покатывались со смеху, поскольку Дуров обладал редким чувством самоиронии. Кто хотя бы однажды оказывался с ним в одной машине, навсегда запомнит манеру его вождения - безудержную, гоночную, не признающую ни ограничений скорости, ни, казалось, каких других автомобильно-дорожных правил. При этом ездил он по преимуществу без аварий, тоже - талант.

Он был, казалось, рожден, чтобы воплотить в театре и в кино тех самых маленьких людей, которых так высоко вознесла великая русская литература. Он сыграл и героев Гоголя, и Достоевского, причем и капитана Снегирева в спектакле "Брат Алеша", и Фому Опискина - в телефильме. Обладая особым актерским обаянием и темпераментом, он умел показать и сложность отрицательного характера, - как, например, в одной из лучших серий "Семнадцати мгновений весны", где Дуров играет агента Клауса, так и положительный русский характер, - как это удалось Дурову в роли, которую он всего лишь озвучил - в мультфильме про Простоквашино, где актер говорит за беспородную собаку Шарика. 

С великим режиссером Анатолием Васильевичем Эфросом Дуров познакомился, когда после Школы-студии МХАТ пришел в труппу Центрального Детского театра. Для Эфроса он стал одним из главных артистов и режиссер неизменно забирал его с собой - и в "Ленком", и потом - в Театр на Малой Бронной. В конце жизни режиссера их пути разошлись и на сей счет имеются разные трактовки, но, зная Дурова, его одновременно очень эмоциональную натуру и одновременно прямой - насколько это вообще возможно в актерской и театральной профессии - характер, думается, это было расхождение открытое, без задней мысли. Тем более, что Дуров никогда не рвался к власти: уже будучи очередным режиссером, он на какое-то время стал главным на Бронной, но тут же освободил это кресло, как только появился тот, кого он посчитал более достойным этой руководящей должности.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
866
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1165
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
911
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
746

Другие новости