0
5230
Газета Культура Интернет-версия

24.09.2015 00:01:00

Госоркестр имени Евгения Светланова открыл сезон в Москве

Тэги: госоркестр, евгений севтланов, концерт, клин


госоркестр, евгений севтланов, концерт, клин Игру Патриции Копачинской женской не назовешь. Фото Веры Журавлевой предоставлено пресс-службой оркестра

Художественный руководитель ГАСО им. Светланова умеет традиции и чтить, и заводить. С его приходом оркестр каждый год играет в Клину – на церемонии посвящения в студенты первокурсников Мерзляковского училища (это тоже традиция, и сам Юровский в юные годы был ее участником). Традицию ежегодных концертов памяти Светланова маэстро поддержал: каждый год в сентябре госоркестр посвящает концерт Евгению Федоровичу.    

В будущем году госоркестру исполнится 80, формально это событие будущего сезона, октябрь 2016-го. Но уже этот сезон госоркестр посвящает своему юбилею. Так, Владимир Юровский на концерте в Большом зале консерватории объявил, что к 80-летию коллектива госоркестр исполнит 80 российских премьер. (Тут организаторы концертов должны содрогнуться, ибо если это не забытые сочинения Средневековья, то каждая новая премьера требует авторских отчислений. А слушатели – обрадоваться, что они, собственно, и сделали.) Таким образом, худрук ГАСО продолжает линию легендарного Светланова, который кроме генерального курса на русскую музыку позволял себе исполнять партитуры современных (в том числе и западных) композиторов. 

Право стать первым из 80 выпало Владимиру Тарнопольскому и его сочинению для симфонического оркестра «Дыхание исчерпанного времени», написанному в 1994 году по заказу Мюнхенской биеннале. В России чаще звучит камерная музыка композитора: Владимир Тарнопольский – художественный руководитель ансамбля «Студия новой музыки», его камерная музыка так или иначе в России звучит (но, надо сказать, не чаще, чем музыка других авторов – преимуществом худрука Владимир Григорьевич не пользуется), но вот опусы для симфонического оркестра, как и большие оперные полотна, куда реже. Образ пьесы очень емко описал сам композитор – как звучащую метафору «Соляриса» Тарковского. Развивая сферу музыкального времени, в данном случае – как медленно развертывающегося, Тарнопольский действительно рисует образ бесконечности, которую невозможно осознать: от тишайшего пианиссимо, возникающего ниоткуда, без единой цезуры, ткется полотно на 20 минут. Можно было бы сравнить эту пьесу и с другой планетой – Меланхолией, но только с поправкой на то, что угрозы она не представляет, а приближается к слушателю, потрясая своей красотой, и растворяется. 

В программе, посвященной Светланову, вполне уместно смотрелась первая симфония Рахманинова, исполненная оркестром с тем, «старым», светлановским качеством – дирижер попытался сгладить несовершенство формы и почувствовать  будущего блестящего симфониста. Услышь Рахманинов эту интерпретацию, может, и не уничтожил бы партитуру и депрессия обошла бы стороной. Хотя, как говорится, история сослагательного наклонения не знает. Не провались симфония – подарил бы Рахманинов миру Второй фортепианный концерт? 

Второй скрипичный концерт Бартока оркестр исполнил вместе с Патрицией Копачинской – скрипачкой безумно обаятельной. Босая, в красном платье, фасон которого нельзя не отметить (словно на примерке у портнихи – с крупными стежками и рукавами, оставшимися не пришитыми), артистичная, виртуозная, с особым отношением к музыке – и с музыкой. За ней интересно наблюдать: на одном квадратном метре, что занимает солист, она устраивает представления, то отворачиваясь от дирижера и обращаясь к музыкантам оркестра, корреспондируя с важным в этот момент партитуры инструментом, то, напротив, почти выходит «в зал», но не ради театральности, не ради эффекта. Хотелось бы услышать в исполнении этой скрипачки новую музыку, тем более что композиторы пишут специально для нее. Быть может, в одной из оставшихся 79 премьер?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Борьба партий с детьми мигрантов выходит за рамки гуманизма

Борьба партий с детьми мигрантов выходит за рамки гуманизма

Дарья Гармоненко

Иван Родин

К концу выборной кампании зазвучали идеи о дискриминации приезжих и ненастоящих граждан

0
1193
«Цифровой запас» положен не всем губернаторам

«Цифровой запас» положен не всем губернаторам

Иван Родин

Дистанционное электронное голосование остается админресурсом федерального значения

0
764
Адвокаты все время обязаны доучиваться

Адвокаты все время обязаны доучиваться

Екатерина Трифонова

Система повышения профессиональной квалификации выстроена жестко

0
775
Мировой судья Таганского района признал сервис Pinterest виновным в нарушении законодательства РФ

Мировой судья Таганского района признал сервис Pinterest виновным в нарушении законодательства РФ

0
380

Другие новости