0
2056
Газета Культура Печатная версия

07.12.2015 00:01:00

Танец на границе жанров, на границе Европы и Азии

В Екатеринбурге прошел VII международный фестиваль современной хореографии

Юлия Баталина

Об авторе: Юлия Баталина - журналист, редактор отдела культуры еженедельника "Новый компаньон" (Пермь)

Тэги: екатеринбург, международный фестиваль, современная хореография


екатеринбург, международный фестиваль, современная хореография Современный танец в Екатеринбурге. Фото Игоря Желнова

Название фестиваля «На грани» как нельзя лучше подходит к театральному событию, посвященному авангардным сценическим техникам и направлениям, к искусству «на грани будущего», однако слово «грань» в этом названии получает дополнительные смыслы: это не только искусство «пограничных» жанров, но и буквально искусство на границе – на границе Европы и Азии; кроме того, российские труппы contemporary dance вечно находятся на грани выживания – это для них привычное состояние. 

Шесть дней, 24 работы 32 хореографов, из них 15 премьер и 5 первых показов – такова статистика события, в котором приняли участие танцевальные компании и хореографы из Франции, США, Финляндии и Эстонии, а также российские участники из Москвы, Самары, Казани, Костромы, Сарапула и «уральского треугольника» – Екатеринбурга, Челябинска, Перми. 

Именно в этих городах сформировались и до сих пор успешно работают первые профессиональные contemporary dance компании в России, поэтому нет ничего удивительного в том, что самый представительный фестиваль современного танца появился на Урале, – задумала его музыкальный и театральный критик Лариса Барыкина. Зритель, который дал себе труд побывать хотя бы на нескольких событиях фестиваля, получил представление о всей полноте современных танцевальных направлений, пластических театральных техник и сфер их бытования на сцене – от детских, условно говоря, тюзовских представлений с активным использованием современного танца до полноразмерных данс-спектаклей со сложным внутренним сюжетом и своей философией.

В обзоре мира contemporary dance на фестивале этого года было дополнительное измерение – историческое, поскольку событие было посвящено юбилею одного из первопроходцев жанра, хореографа из Перми Евгения Панфилова, трагически погибшего 13 лет назад. Обращение к его творчеству позволило вспомнить эпоху 1990 – нулевых годов и показать, насколько быстро развивается танцевальная эстетика. 

Были показаны и новые работы театра «Балет Евгения Панфилова». В балете петербуржца Константина Кейхеля «Тревожное небо» мотивы, навеянные поэзией Шарля Бодлера, сталкиваются с музыкой Франца Шуберта, и возникает волнующий контрапункт романтики и декаданса, а «Саломея» москвички Ларисы Александровой, поставленная на музыку Арво Пярта, изобилует неожиданными режиссерскими решениями, хореограф активно и удачно использует видеопроекции и другие современные технологии.

Между открытием и закрытием фестиваля уместилась вся полнота того явления, которое принято называть современной хореографией и которое, как оказалось, далеко не однородно: танцевальное представление Speak Easy американской труппы Company E, полное простодушного веселья, не имеет практически ничего общего с мирообъемлющей философией эстонского театра Fine5, а тот, в свою очередь, – с полным телесности physical theatre екатеринбургского дуэта Zonk; импровизационное начало доминирует в спектакле «После нас» екатеринбургских «Провинциальных танцев», поставленном французским хореографом Фабрисом Ламбером, а в работе другого француза – Рашида Урамдана, сделанной в театре «Балет Москва», импровизации вовсе нет места, все движения просчитаны до миллиметра, как в машине Руба Голдберга.

В Екатеринбурге состоялись четыре премьеры российско-французского проекта FranceDance, в числе прочих – один из самых глубоких спектаклей в программе «На грани» – балет Тома Лебрена «Унесенные 2», поставленный для камерного балета «Пантера» (Казань). Музыка Арво Пярта, как и в случае с «Саломеей», стала основой для танцевального опуса о напряженных духовных исканиях, доказавшего, что современная хореография вовсе не чужда сакрального, не противопоказана ему.

Если уж говорить о глубине и духовности, то здесь вне конкуренции коллектив из Эстонии Fine5. Каждый раз, когда театр, основанный Тийной Оллеск и Рене Ныммиком, приезжает в Екатеринбург, он удивляет зрителей сложной тематикой и глубоко эмоциональным танцем. 

На фоне приезжих мастеров не затерялись «хозяева поля» – танцевальные театры из Екатеринбурга и Челябинска. Челябинский театр современного танца показал новую работу своего бессменного лидера Ольги Пона «Встречи» – чрезвычайно эстетский опус, полный возвышенного любования красотой человека, возможностями его тела. 

На открытии фестиваля выступал коллектив из Екатеринбурга – «Эксцентрик-балет Сергея Смирнова». Его новая работа «Девятая песня» не случайно стояла в программе рядом с миниатюрами Евгения Панфилова: стилистика балета и его творческое обращение к русской народной песне является парафразом знаменитого творения Панфилова «Восемь русских песен». 


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Наука может спасти ВПК, но спасет ли это страну

Наука может спасти ВПК, но спасет ли это страну

Андрей Ваганов

Высокие технологии в России рассматриваются прежде всего в плане создания новых типов вооружений

0
290
Президент Белоруссии призвал серьезно готовиться ко второй волне эпидемии COVID-19

Президент Белоруссии призвал серьезно готовиться ко второй волне эпидемии COVID-19

0
138
Транзит газа по газопроводу «Ямал–Европа» упал до десятой части от пропускной мощности

Транзит газа по газопроводу «Ямал–Европа» упал до десятой части от пропускной мощности

0
571
Минэнерго оценивает профицит на мировом рынке нефти в 7–12 млн барр. в сутки

Минэнерго оценивает профицит на мировом рынке нефти в 7–12 млн барр. в сутки

0
170

Другие новости

Загрузка...
24smi.org