Каждый посетитель выставки может стать соавтором художника. Фото автора |
Куратор Катя Бочавар созвала для выставки «Соавтор» 60 художников разных возрастов и разных взглядов на искусство. Все они сделали рисунки кто во что горазд, каждый о своем – потом их увеличили и закрепили на стенах на манер обоев. Выставка получилась для семейного просмотра, она провоцирует поразмышлять, далеко ли может завести демократичность современного искусства.
Танцуют от genius loci – Гоголя, его «Ревизора» и «Мертвых душ», вскоре, впрочем, уходя от него далеко, шутя с ним и в шутку к нему возвращаясь в самом-самом конце выставки. Причем танцуют, если последовательность старинных фигур на паркете сравнить с раппортами орнамента, почти буквально – разве что не ногами по полу, а руками по бумаге. Сотворчество, конечно, «заруливает» в театр, когда Полина Бахтина и Ян Калнберзин делают комиксы на тему Мейерхольда (Золотая медаль пражской Квадриеннале 2015-го). Или когда Алексей Трегубов разыгрывает хармсиаду на импровизированных, рисованных, разумеется, театральных подмостках, комичные реплики Пушкина и Гоголя превращая в гэги комикса. На выставке вообще немало участников, с театром связанных, – тут и Вера Мартынова, и Ирина Корина. Но в том и смысл игры в раскраску, что сотворчество здесь не ограничено ничем, кроме чувства такта, которое проявляет или не проявляет зритель. А кто-то само слово выпускает в главной роли, всматриваясь в графику букв. По-своему зовет в соавторы дизайнер Наташа Шендрик. Кажется, вспоминающая в том числе и книги футуристов, заразительно упражняющаяся в остроумии и одновременно в типографике, она слово в прямом смысле бросает на ветер – на ее «обоях» парят буквы «Здесь почеши», потом «Здесь почеши» и «Ай, щекотно!».
Александр Виноградов и Владимир Дубосарский на этот раз выступают не дуэтом, а поврозь, но оба с фантазиями на тему авангарда. Олег Кулик принес сюда «Мадонну», эскиз к проекту «Рамы», и эту самую Мадонну кто-то уже превратил в восточную красавицу. Наталья Курляндская рисует мужа, композитора Дмитрия Курляндского. Андрей Бартенев предлагает расцветить собственные «Дорожные зарисовки разных лет». Катя Бочавар, тоже по воспоминаниям о путешествиях, но уже в Москве выводит плотно сплетенные узоры. Ольга Солдатова перевела свои знаменитые броши-звезды в бумажный «Звездапиксель». А Мария Арендт вывернула городское нутро наизнанку (рисунки на обоях, говорите? – будут вам рисунки на теле самого города, Inside Out), «приручая» уличное пространство, увиденное, в свою очередь, в кадрах советских кинокартин. В «Новом крыле» Дома Гоголя не боятся удивлять выставочными форматами – здесь придумывали, например, мистификацию о гоголевских «Игроках», а теперь, помня распространенный жанр livre d'artiste («Книга художника»), решили, что в таком случае будут и раскраски, и обои художников. Но вместе с тем «Соавтор» оказывается и выставкой-перевертышем, и детское желание порисовать на обоях, а потом, запасшись рисованными открытками, продолжить раскрашивание дома, качает кураторский маятник в другую сторону. Мы пришли посмотреть, что сделали художники, но и они смотрят, как обошлась с их идеями публика. «Соавтор» предполагает игровой эксперимент над восприятием зрителя.
Одни посетители старательно закрашивают поля, отведенные им контурами орнаментов, другие что-то дорисовывают и дописывают. По-разному... Интерпретации и комментарии порой уводят далеко от изображенного художниками. В этом смысле авторы, как в библиотеке расположенные по алфавиту, становятся открытыми книгами, которые можно прочесть то так, то эдак. Идея как образ, что-то сделанное как отпечаток, отражение, след на бумаге, на земле, след как метафора действия – то, что рисует следами-«поступками» самая юная здесь художница Ася Заславская. На выставке посетитель, раскрашивающий или дорисовывающий что-то свое, тоже оставляет следы, может быть, близкие, «созвучные» задуманному разными художниками, а может, уводящие в сторону. Но все это в шутку, играючи и «в детской резвости», раз уж тут промелькнули и Пушкин, и Гоголь, в день рождения которого стартовал этот сеанс соавторства.