0
2330
Газета Культура Интернет-версия

07.04.2016 00:01:00

И примкнувший к ним зритель

Тэги: выставки, соавтор, современное искусство, дом гоголя, новое крыло


Каждый посетитель выставки может стать соавтором художника. 	Фото автора
Каждый посетитель выставки может стать соавтором художника. Фото автора

Куратор Катя Бочавар созвала для выставки «Соавтор» 60 художников разных возрастов и разных взглядов на искусство. Все они сделали рисунки кто во что горазд, каждый о своем – потом их увеличили и закрепили на стенах на манер обоев. Выставка получилась для семейного просмотра, она провоцирует поразмышлять, далеко ли может завести демократичность современного искусства.

Танцуют от genius loci – Гоголя, его «Ревизора» и «Мертвых душ», вскоре, впрочем, уходя от него далеко, шутя с ним и в шутку к нему возвращаясь в самом-самом конце выставки. Причем танцуют, если последовательность старинных фигур на паркете сравнить с раппортами орнамента, почти буквально – разве что не ногами по полу, а руками по бумаге. Сотворчество, конечно, «заруливает» в театр, когда Полина Бахтина и Ян Калнберзин делают комиксы на тему Мейерхольда (Золотая медаль пражской Квадриеннале 2015-го). Или когда Алексей Трегубов разыгрывает хармсиаду на импровизированных, рисованных, разумеется, театральных подмостках, комичные реплики Пушкина и Гоголя превращая в гэги комикса. На выставке вообще немало участников, с театром связанных, – тут и Вера Мартынова, и Ирина Корина. Но в том и смысл игры в раскраску, что сотворчество здесь не ограничено ничем, кроме чувства такта, которое проявляет или не проявляет зритель. А кто-то само слово выпускает в главной роли, всматриваясь в графику букв. По-своему зовет в соавторы дизайнер Наташа Шендрик. Кажется, вспоминающая в том числе и книги футуристов, заразительно упражняющаяся в остроумии и одновременно в типографике, она слово в прямом смысле бросает на ветер – на ее «обоях» парят буквы «Здесь почеши», потом «Здесь почеши» и «Ай, щекотно!».

Александр Виноградов и Владимир Дубосарский на этот раз выступают не дуэтом, а поврозь, но оба с фантазиями на тему авангарда. Олег Кулик принес сюда «Мадонну», эскиз к проекту «Рамы», и эту самую Мадонну кто-то уже превратил в восточную красавицу. Наталья Курляндская рисует мужа, композитора Дмитрия Курляндского. Андрей Бартенев предлагает расцветить собственные «Дорожные зарисовки разных лет». Катя Бочавар, тоже по воспоминаниям о путешествиях, но уже в Москве выводит плотно сплетенные узоры. Ольга Солдатова перевела свои знаменитые броши-звезды в бумажный «Звездапиксель». А Мария Арендт вывернула городское нутро наизнанку (рисунки на обоях, говорите? – будут вам рисунки на теле самого города, Inside Out), «приручая» уличное пространство, увиденное, в свою очередь, в кадрах советских кинокартин. В «Новом крыле» Дома Гоголя не боятся удивлять выставочными форматами – здесь придумывали, например, мистификацию о гоголевских «Игроках», а теперь, помня распространенный жанр livre d'artiste («Книга художника»), решили, что в таком случае будут и раскраски, и обои художников. Но вместе с тем «Соавтор» оказывается и выставкой-перевертышем, и детское желание порисовать на обоях, а потом, запасшись рисованными открытками, продолжить раскрашивание дома, качает кураторский маятник в другую сторону. Мы пришли посмотреть, что сделали художники, но и они смотрят, как обошлась с их идеями публика. «Соавтор» предполагает игровой эксперимент над восприятием зрителя.

Одни посетители старательно закрашивают поля, отведенные им контурами орнаментов, другие что-то дорисовывают и дописывают. По-разному... Интерпретации и комментарии порой уводят далеко от изображенного художниками. В этом смысле авторы, как в библиотеке расположенные по алфавиту, становятся открытыми книгами, которые можно прочесть то так, то эдак. Идея как образ, что-то сделанное как отпечаток, отражение, след на бумаге, на земле, след как метафора действия – то, что рисует следами-«поступками» самая юная здесь художница Ася Заславская. На выставке посетитель, раскрашивающий или дорисовывающий что-то свое, тоже оставляет следы, может быть, близкие, «созвучные» задуманному разными художниками, а может, уводящие в сторону. Но все это в шутку, играючи и «в детской резвости», раз уж тут промелькнули и Пушкин, и Гоголь, в день рождения которого стартовал этот сеанс соавторства.  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
476
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
589
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
500
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
411

Другие новости