0
3035
Газета Культура Интернет-версия

06.06.2016 00:01:00

Люди, носороги, гиппопотам и крокодил...

Тэги: платоновский фестиваль, воронеж, театр


платоновский фестиваль, воронеж, театр В самый трагичный момент спектакля «Белое на белом» герой (Гус Меусэн) старается рассмешить любимую (Элена Биттенкорт). Фото предоставлено пресс-службой Платоновского фестиваля

Платоновский фестиваль искусств, который проводится на родине Андрея Платонова – в столице Черноземья, вступил во вторую «пятилетку». За эти годы фестиваль благодаря неутомимой деятельности Михаила Бычкова, его худрука, а также основателя воронежского Камерного театра, набрал в масштабе, стал одним из самых заметных форумов страны и ощутимо повлиял на город и горожан. Они захвачены в самом хорошем смысле. 

То, что «праздник искусств» далеко не ограничивается Платоновым, стремясь вовлечь в свою орбиту все лучшее в современном театре, музыке, изобразительном искусстве, литературе, было очевидно при зарождении форума. И хотя работы европейских мэтров воронежцы увидели уже в первый год (2011), то был репертуар либо московский (Някрошюс, Доннеллан), либо заграничный, но опробованный Москвой и Питером (Херманис, Жанти). А в этом году фразой «премьера в России» отмечено несколько спектаклей: от признанных классиков Боба Уилсона и Даниэле Финци Паска до норвежца Ларса Ойно или француза Самюэля Ашаша, режиссеров у нас малоизвестных, но также интригующих. На закрытии парижане дадут «Крокодила-обманщика», в которого благодаря Ашашу со товарищи обернулась опера «Дидона и Эней», – это ли не интрига?

 На столь пеструю картину заведомо невозможно посмотреть в каком-то одном ракурсе, прошить ее единым фестивальным сюжетом. Этот сюжет, может, и выстраивается, но постепенно, ненавязчивыми рифмами, стежок за стежком. Здесь действует не изначально заданная «тема», а скорее удивляющий принцип: «Бывают странные сближенья». Выставка, посвященная театру Таирова и Коонен, в местном контексте неожиданно играет со словом «камерный», оттеняя историю здешнего Камерного театра, начавшуюся, кстати, с расиновской «Береники». Одна из выставок, открытых в арт-центре «Коммуна» (старое заброшенное здание типографии одноименной газеты), называется «Незавершенный Эйзенштейн». На открытии ее куратор Наум Клейман отметил, как перекликаются фильмы Эйзенштейна с утопиями Платонова.

Завораживающую антиутопию представляет собой 40-минутная видеоинсталляция «Перевернутый мир» арт-группы AES+F. Это эстетская фантазия на тему урбанистического мира, искаженного катаклизмами. Свинья вспарывает брюхо повару (а не наоборот), в облаках парят «босховские» животные-гибриды, а чувственные телесные наслаждения переданы с изысканностью маньеризма.

Изящно-формалистской сценической фантазией о мутированном мире предстал спектакль «Носороги» хедлайнера фестиваля Боба Уилсона. Силуэтные мизансцены выверены до микрона, актеры с их клоунской пластикой и мультяшными голосами вписаны в красивое минималистское пространство: поначалу этот «сон наяву» очаровывает, но вскоре становится скучно. Почему этот режиссер взялся сегодня за эту пьесу об «оносороживании» людей (которое показано мило, театрально, забавно, но как-то бессодержательно), понять оказалось невозможно. Если, конечно, вынести за скобки факт, что Уилсону как приглашенному постановщику свойственно ставить «национальное достояние» той страны, куда его пригласили. Во Франции – Лафонтена, в Германии – Брехта, в России – Пушкина. Кого поставить в Национальном театре города Крайовы? Разумеется, Ионеско, самого знатного театрального уроженца Румынии. Уилсон, верный своему стилю, с разными авторами работает как бы по трафарету. Результат, если верить очевидцам, не в последнюю очередь зависит от актерских сил. Увы, в румынской постановке актеры – не более чем изобразительный элемент.

Также в первые дни фестиваля прошел спектакль Финци Паска «Белое на белом». Неизвестно, имел ли в виду режиссер картину платоновского современника Малевича, где наложение двух белых квадратов приводит не к слиянию, а взаимному дополнению. Но со смыслом спектакля картина резонирует. Супруги и бывшие цирковые артисты Элена Биттенкорт и Гус Меусэн разыгрывают исповедальный и на видимость бессюжетный текст о двух любящих из породы «хрустально хрупких людей». Вот она рассказывает зрителям о нем, всматриваясь в его детские травмы, в то, как отец раз и навсегда стер улыбку с лица мальчика; и одновременно героиня выговаривает нечто сущностное о себе самой. Воспоминания сшиты клоунскими репризами, которые старомодны и не слишком смешны, но, вероятно, таковыми быть и не должны. Сила спектакля в другом – в щемящей интонации, которая обретается, когда у героини обнаруживается болезнь. Эту опасную для театра тему актеры проводят деликатно, без малейшего нажима. Элена сидит в белом платье, внутренне невесомая, а Гус подходит к ней, нацепив голову гиппопотама: и про отношение мужчины, который в самый трагичный момент хочет рассмешить любимую, все понятно.

Этот спектакль создавался в 2014 году в печальном контексте: тяжело болела Жюли Эмлен, жена и соратница Финци Паска, но была надежда. Совсем недавно, в мае, Жюли умерла. Последняя фраза спектакля: «Она выздоровела!» – обманчиво оптимистична. Зритель видит мужчину и женщину, которые держатся друг за друга и уходят в глубину сцены с легкостью, словно они освободились от груза. Но в воздухе растворена печаль, с какой обычно играют про расставание…

Дальше на фестивале образ искаженного мира, видимо, получит развитие. Воронежцев ждут и «Три сестры» Тимофея Кулябина, лишившего персонажей возможности слышать и говорить, и «Крокодил-обманщик» в завершение. И станет ясно, насколько трагично в такой интерпретации прозвучит ария Дидоны «Remember me».

 Воронеж



Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
837
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1126
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
887
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
725

Другие новости