0
2233
Газета Культура Интернет-версия

18.08.2016 00:01:00

Кураторы исследуют границы театра

Тэги: выставки, граунд, театр, современное искусство


выставки, граунд, театр, современное искусство Разгадать выставку-кроссворд помогает путеводитель с экспликациями. Фото со страницы галереи «Граунд» в Facebook

Проект «Граунд» – это галереи-мастерские, входящие в состав «Выставочных залов Москвы» – арт-резиденций, которые действуют в нецентральных районах столицы еще с советских времен. Их массовый ребрендинг, произведенный пару лет назад, дает свои плоды. «Исследователи»-кураторы, художники, перформансисты в галереях встречают сегодня не только постоянных зрителей арт-акций, но уже «завербовали» и местных жителей. 

Выставка «Театр или нет?», которую открыла галерея в разгар отпускного сезона, довольно скромна по объему и репрезентации, но заманчива в своей идее. Единственный аутентичный арт-объект к выставке подготовила Шура Чернозатонская, художница русского происхождения из Нью-Йорка, которая построила романтическую инсталляцию по мотивам морского романа «Моби Дик» и картины Теодора Жерико «Плот «Медузы». Однако непосредственное отношение к исследованию театра имеет лишь небольшая черная комната, которая отдана под 20 портативных видеоэкранов, заполнивших стены, где транслируются записи театрального спектакля Хайнера Гёббельса, авангардного балета Пины Бауш, перформанса нашей арт-группы PoemaTheatre. Переходя от одного экрана к другому, посетитель выставки, он же зритель, наблюдает инсталляцию с биеннале, монолог драматического актера или молчание акционистки. И как бы ты был хорошо вписан в контекст разножанрового new art за последние несколько лет, ты ловишь себя на мысли, что примерно с пятого ролика путаешься окончательно и не можешь аргументированно ответить на вопрос «Театр – то, что мы видим, или нет?». 

Кураторы (галерист Катя Бочавар, театральный критик Алла Шендерова и культуролог Юлия Лидерман) взяли за основу нигилистское утверждение иконы мирового акционизма Марины Абрамович о том, что «театр – это фейк, то есть «подделка»: сцена-коробка, платный вход, ненастоящие эмоции». И тут же сами с ней спорят: «Но не тут-то было – театр использует все новое». Нет никого из гениев режиссуры, кто не подписался бы под этими гневными словами. Вооружившись историческими свидетельствами, являющими сегодняшний процесс слияния искусств, начавшийся задолго: «Экспериментальный театр всегда старался учиться у визуальных искусств – условный театр Мейерхольда рождался из пролистывания художественных журналов с репродукциями прерафаэлитов и художников Средневековья и Возрождения», – организаторы вручают участнику выставки-«кроссворда» пачку экспликаций, которыми можно пользоваться как шпаргалками и сверять свои догадки с реальными фактами. 

В глаза бросаются «кусочки» знакомых произведений, узнаешь отечественных творцов, которые работают в пограничных жанровых зонах: вот «Звуковые ландшафты» Петра Айду, где действующими лицами на сцене становятся старинные шумовые аппараты, а вот Дмитрий Волкострелов и его «Лекция о ничто» – спектакль для 12 зрителей без актеров, дальше – «Человек.doc» театра «Практика» с композитором Владимиром Мартыновым – моноспектакль героя современной культуры о самом себе. Театральность современного искусства и акционизм театра идут сегодня рука об руку и обесценивают идею их разграничения, сила искусства в настоящий момент – в его всеядности. В этом же, впрочем, и минус. Такой вывод напрашивается сразу. Запись за записью убеждает зрителя в безнадежности попыток вдвинуть в привычные рамки выламывающуюся из них творческую рефлексию художников – наших современников. И та болевая нота современного мира, которая становится лейтмотивом выставки, – это деформация физических рамок, оболочек человека. Две представленные записи спектаклей начала нулевых годов поражают: очень страшный и откровенный – моноперформанс «Трансфигурация» Оливье Де Сагазана, где художник, покрывая себя слоями глины и краски, преобразуется и «ломает» изначальные формы собственного тела, открывает анималистичную сторону человека; а также contemporary dance Мари Шуинар «Body Remix», танцовщики которого используют костыли и протезы как искусственное продолжение конечностей. И первое, и второе произведение 10-летней давности со всей европейской радикальностью и свободой срывают не просто границы жанров, а разрывают представление о сути стержня искусства, о человеке. И если у Сагазана сломлен пол, гендер – художник поочередно лепит из глины на себе то гиперболизированный образ женщины, то вылепляет из себя гротескного мужчину, то Шуинар, отсылая ассоциативным рядом к агрессивной эротике маркиза де Сада или Захер-Мазоха, напоминает о том, что бессознательные импульсы и есть основа творчества, искусства, фундамента человеческой культуры, которая не может и не должна знать ни рамок, ни границ. 

 Специально для «НГ» куратор Катя Бочавар, которая специализируется на site specific-инсталляциях и нередко выступает сценографом в театральных проектах, рассказала о задачах выставки и поделилась своими размышлениями о том, чем отличается в освоении театральности галерейное пространство и сценическое и где сегодня больше свободы для современного художника.

 «Проект «Граунд», который существует уже два года, сейчас берет новый вектор. Если раньше мы большое внимание уделяли саунд-арту и new contemporary в музыке, то теперь добавим еще одно направление – это перформанс и театр. Выставка «Театр или нет?» – это экспозиция-квест, потому что мы предлагаем нашим посетителям посмотреть 24 коротких видеоролика, расположенных в одной комнате, и самостоятельно определить, что из представляемого инсталляция, перформанс, театральное или танцевальное представления. И уверяю вас, что это будет не так-то просто сделать! 

Этот вопрос о разграничении театра и нетеатра много раз поднимался. Но обсуждался именно театром, а выставочные площадки вопрос совершенно не разбирают, потому что заходят обычно с другой стороны. Любопытный  феномен: ведь fine artist, такие художники-художники, обычно рвутся работать в театр, а театральные художники – в галереи. У нас, кстати, проходила первая персональная выставка Веры Мартыновой (театральный художник. – «НГ»). Она впервые выставилась как видеохудожник. 

Лично я часто работаю с театрами, например, работала с «Гоголь-центром», и неоднократно говорила: «Давайте показывать современное искусство в театре, потому что на языке современного искусства нынешний театр разговаривает, тем более постдраматический!» Но надо сказать, что театру такое пока не очень интересно. Возможно, «Электротеатр» пытается развивать данное направление, и то – вскользь. Кирилл Серебренников сделал несколько выставок, но тоже нерегулярно. Потому что театр очень сконцентрирован на своем внутреннем движении. А современное искусство связано с анализом и прорабатывает критику параллельных себе миров. 

Сегодня театр, из-за того что он не стесняется использовать все средства, абсорбирует, делает ярче те вещи, которые только зарождаются. То есть театр подсматривает, театр видит то, что вокруг происходит, и так комбинирует, являясь площадкой современного искусства, как и галерейное пространство, – что выдает очень интересный эффект. 

И почему мне как художнику, постановщику интересно работать в театре, потому что театр заставляет зрителя хотя бы на короткое время сконцентрироваться, больше, чем та же галерея, в которой ты находишься как бы без начала и без конца, как правило, в состоянии: хочешь – смотришь, хочешь – пьешь шампанское. У художника больше власти в театре над аудиторией, чем в галерее. Ты должен быть максимально оригинален и концептуален, и желательно придерживаться собственной линии, если ты как художник выставляешься в галерее. Если же ты театральный художник, ты более свободный».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
1124
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1547
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
1158
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
966

Другие новости