0
2982
Газета Культура Интернет-версия

25.08.2016 00:01:00

За повестку дня в искусстве ответят Серов и Перов

Тэги: музеи, выставки, москва, биеннале, культурная политика, надим самман


«Очередь на Серова» зимой стала интернет-мемом.	Фото Агентство «Москва»
«Очередь на Серова» зимой стала интернет-мемом. Фото Агентство «Москва»

Границы сезонов размываются, и в условиях борьбы Минкультуры за количественные показатели и посещаемость музеи стараются и на время летнего затишья припасти хотя бы по одному громкому событию. В Пушкинском музее еще идет ретроспектива Льва Бакста, в Третьяковке показ Ивана Айвазовского продлится и вовсе до конца ноября. Тем не менее сезон, начавшийся в сентябре 2015-го, уже завершился и в культурно-политическом плане вызвал много пессимизма.

«Ценностно ориентированная культурная политика» и компас на (соц)реализм

В качестве вех сезона можно выбрать несколько событий: к примеру, что абсолютным рекордсменом по посещаемости в России XXI века стала ретроспектива Валентина Серова в Третьяковской галерее (485 тыс. человек), на фоне которой в Манеже гремела – скандально, с оттенком прославления соцреализма как «правильного» искусства, похоже, не только уже и периода СССР, с умолчанием обо всех репрессиях и пр. – экспозиция «Романтический реализм. Советская живопись 1925–1945» с бесплатным входом. Да в конце весны еще ГЦСИ слили с РОСИЗО. Складывающийся таким образом «бермудский треугольник», впрочем, быстро перестает быть и бермудским, и треугольником.

Вот, скажем, давнишние реплики, которые, как и ожидалось, получат продолжение. В конце 2014 года замминистра культуры Владимир Аристархов на выставке «Эмоции» в Музее современной истории России, которая была составлена преимущественно из работ членов Союза художников, резко высказался в адрес биеннале современного искусства и вместе с тем сообщил, что ведомство хочет «спонсировать то искусство, которое положительно сказывается на россиянах»... Минувшей весной Аристархов, словно продолжая эту линию, произнес другую любопытную фразу. Почему-то именно на философском факультете МГУ при поддержке Минкультуры состоялся круглый стол на тему «Что такое искусство? Современный взгляд», и там замминистра поведал, что в 2015-м лексикон ведомства обогатился формулировкой «ценностно ориентированной культурной политики», когда в цене не только количество, но и качество. Нужно, по его словам, только выработать еще оптимальные критерии определения таких явлений...

То, что в министерстве contemporary art недолюбливают, известно. Сокращение бюджета на основной проект состоявшейся осенью VI Московской биеннале современного искусства и перенесение его из обещанного Манежа на ВДНХ, чем мероприятие было фактически погублено, – лишнее тому подтверждение. То, что в принципе люди, не только политики от культуры, реалистическое искусство жалуют больше, тоже понятно. Валентин Серов – фигура универсальная, к тому же очень хороший живописец. Выставка соцреализма в Манеже, как и выставка главного представителя этого направления Александра Герасимова в Историческом музее, показали другой вектор. Не просто реализм, а – в концепции стоящих на повестке дня «патриотизма» и «верной» трактовки истории, то есть в героическом ключе – соцреализм вновь выдвигается на важные позиции, при этом, оставляя за скобками исторические факты, публику пытаются убедить в якобы хорошем качестве этого искусства.

От contemporary art – черт его знает, чего ждать. Неспокойно с ним. И вопреки тому, что бывший гендиректор Государственного центра современного искусства Михаил Миндлин не разрешил номинировать на премию «Инновация» Петра Павленского с акцией «Угроза» (из-за чего несколько членов экспертного совета его покинули), его все равно сняли с должности, ГЦСИ слили и подчинили РОСИЗО. Огромная, с филиалами по всей стране структура, первая в России госинституция, специализирующаяся на актуальном искусстве и один из важных и немногих игроков на этом поле, вошла в состав учреждения, с советских времен бывшего фактически складом госзакупок. А главой получившегося организма назначили Сергея Перова, к contemporary art не имевшего никакого отношения.

Что касается соцреализма с его идеологически выдержанными темами, в этой сфере доминирует сюжет, что еще проще обыкновенного реализма для трансляции необходимых мыслей. А, например, с авангардом, во всем мире почитаемом за бренд российского искусства, дела тоже обстоят не совсем понятным образом. Две важных даты – 100-летие «Черного квадрата» и 150-летие Василия Кандинского – в Третьяковской галерее смогли отметить лишь новыми исследованиями произведения Малевича и показом двух работ одного из родоначальников абстракции. Достойных повода экспозиций не случилось (хотя известно, что скоро выставочный оммаж Кандинскому принесет Русский музей, и работы, в частности, из Третьяковки там будут). Между тем авангард тоже мог бы быть предметом интереса – и финансирования – государства: и в смысле патриотизма, о котором власти столько твердят, тоже.

Биеннале в зоне турбулентности

Бессменный комиссар Московской биеннале современного искусства Иосиф Бакштейн сложил с себя полномочия, и в структуре смотра начались пертурбации. У фестиваля будут президент (Юлия Музыкантская, она же стала главой нового фонда «Биеннале современного искусства») и экспертный совет, сюда надеются привлекать больше частных средств, но до ближайшего биеннального выпуска осталось чуть меньше года, а определенности с фактической стороной дела так и нет. Минкультуры, довольно неожиданно (ну или ожидаемо – это как посмотреть) обошедшееся с шестой серией смотра, от обсуждения этих перемен, видно, решило дистанцироваться. Летом прошла еще одна биеннале – пятая, посвященная молодому искусству. В ее организации тоже произошли перемены: появился комиссар (сестра руководителя столичного Департамента культуры Екатерина Кибовская), который должен соответствовать возрастному лимиту «до 35», как и куратор – им стал Надим Самман. Однако положительных сдвигов в смысле качества основного проекта или организации смотра это пока не принесло. Вместе с тем с инициативой выступил «Гараж», пообещав, что весной 2017-го они проведут триеннале современного – уже только российского – искусства. Время покажет, вдруг частный музей в плане contemporary art окажется в менее скованных условиях, чем зависящие от выдачи (или невыдачи) госсредств биеннале.

Новый музей. Всех записали в добровольцы

Несмотря на экономический кризис, в последние годы в Москве появляются новые музеи и крупные выставочные пространства. Обещаны филиал Эрмитажа на ЗИЛе и большое пространство для фонда V-A-C ("Виктория - искусство быть современным"), под который здание бывшей ГЭС-2 приспособит знаменитый Ренцо Пьяно. А уже открывшийся с помпой на территории комплекса «Большевик» Музей русского импрессионизма Бориса Минца вызвал недоумение. В постоянной экспозиции смикшированы произведения из коллекции этого предпринимателя, и сделано все так, что на входе впору вешать плакат «Ты записался импрессионистом?». Кроме понятных в таком контексте Коровина, Грабаря, Тархова здесь оказались еще десятки работ случайных художников. Термин «русский импрессионизм» в российском искусстве вообще весьма спорный, но в новый музей попал даже нонконформист Оскар Рабин с ранней акварелью… Импрессионизм в этом по современным меркам сделанном музее из стиля превращается в манеру. Часто просто этюдного свойства работы здесь оказались приписанными к стилю, как будто отчасти переписывая историю искусства. Странная затея.

Ноги. Цифры. Бонусы

«Не секрет, что рост посещаемости точно так же, как рост доходов и привлеченных средств, – это один из критериев, по которому Министерство культуры оценивает успешность музея и конкретно в настоящий момент успешность того или иного руководителя. Его зарплата напрямую зависит от этих показателей», – слова директора ГТГ Зельфиры Трегуловой, сказанные на «Стрелке» во время дискуссии «Что теряют музеи в гонке за посетителями». Федеральным музеям в таких условиях все больше приходится делать ставку на ретроспективы, чем на исследовательские, экспериментальные проекты. Тем более что и не за всякую ретроспективу публика проголосует ногами – все равно идут только на самое известное. Серова всегда будут смотреть лучше, чем, к примеру, Бакста или Кранахов. С другой стороны, галереи, которые в смысле так называемого контента чувствуют себя свободнее, тоже переживают не лучшие времена, и назвать действительно прозвучавшие галерейные выставки прошедшего сезона, которые нельзя было пропустить, вряд ли получится.

Потому среди самых запомнившихся в сезоне оказались все-таки необычные музейные проекты. Первый – «200 ударов в минуту», сделанная Анной Наринской в Московском музее современного искусства экспозиция-путешествие о пишущей машинке и литературе, с размышлениями о российской истории и с выходами на современное искусство. А второй – о региональном авангарде – «До востребования», который в Еврейском музее курировал Андрей Сарабьянов. Впервые работы из десятков региональных собраний вместе показали в Москве (а сам неизвестный авангард из регионов в свое время начал выходить из забвения во многом благодаря исследованиям Сарабьянова). И, по словам куратора, когда приезжаешь в региональные музеи, всегда открываешь что-то новое. По меркам серовской выставки посещаемость обоих этих проектов, к сожалению, очень скромная. Но они оживили художественный процесс и темами, и тем, как были сделаны, – а этого сейчас не хватает. 

tablecult.jpg































Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
380
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
490
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
400
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
338

Другие новости