0
4194
Газета Культура Интернет-версия

21.11.2016 00:01:00

Искусство может открыть нам сегодняшний мир

Тэги: музыка, зальцбургский фестиваль, летняя программа, маркус хинтерхойзер


музыка, зальцбургский фестиваль, летняя программа, маркус хинтерхойзер Новый интендант фестиваля Маркус Хинтерхойзер (справа) доверил российским музыкантам оперу Моцарта. Фото Александра Мурашкина/Courtesy Aksenov Family Foundation

Программу Зальцбургского фестиваля представили в московской резиденции посла Австрии президент фестиваля Хельга Рабл-Штадлер и его новый интендант Маркус ХИНТЕРХОЙЗЕР. Впервые за столетнюю историю самого престижного и авторитетного музыкального форума в его оперной программе примет участие российский коллектив. Хор и оркестр MusicAeterna Пермского театра оперы и балета под руководством Теодора Курентзиса (он также участвовал в презентации) будут гостить в Зальцбурге все пять недель, в течение которых представят две концертные программы и, главное, примут участие в постановке оперы Моцарта «Милосердие Тита». 

Корреспондент «НГ» Марина ГАЙКОВИЧ задала несколько вопросов интенданту фестиваля. 

– Господин Хинтерхойзер, в программе этого года очевиден русский акцент. Курентзис и его музыканты будут своего рода резидентами фестиваля, Марис Янсонс, дирижер ленинградской школы, будет работать над «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича, отдельно Шостаковичу посвящен цикл в концертной программе, Владимир Юровский дирижирует «Воццеком». Это – кроме традиционных для Зальцбурга имен вроде пианиста Григория Соколова и, конечно, Анны Нетребко. Что здесь играет ключевую роль – ваши личные предпочтения, может быть, политическая ситуация или появление в обществе друзей фестиваля русских спонсоров? 

– Последнее исключаем, дело, конечно, не в деньгах. Для меня абсолютно ясно, что я хочу делать «Милосердие Тита» с Теодором Курентзисом и оркестром MusicAeterna. Я поражаюсь качеству оркестра, менталитету Курентзиса, его музыкальному мышлению, его харизматичности. Конечно, субъективные предпочтения играют роль. Я очень, очень люблю Шостаковича. Я не мог не учитывать и мнение Мариса Янсонса и рад, что мы вместе пришли к этому названию. 

Составление оперной программы длится довольно долго – над программой этого сезона я работал два года, поэтому политическую ситуацию мы предусмотреть не могли. Тем не менее то, что русский оркестр открывает Зальцбургской фестиваль, это правильно, это хорошо и важно, это словно наше послание миру. 

Можем ли мы рассчитывать, что в Зальцбурге появятся и русские режиссеры? Например, Дмитрий Черняков и Тимофей Кулябин. 

– Да, на это точно можно рассчитывать. Черняков – настоящая звезда, он фантастический оперный режиссер. Кулябин пока не так известен, но я видел его потрясающий спектакль «Три сестры» на фестивале Wiener Festwochen (Хинтерхойзер был интендантом этого фестиваля. – «НГ») и должен сказать, что театральное переживание такого рода я в своей жизни редко когда испытывал. Я был на всех трех представлениях, и это было великолепно! И для венской публики это тоже было настоящее событие, настоящее переживание. 

Уже можете сказать, когда и с каким спектаклем дебютирует Тимофей в Зальцбурге?

– Я планирую репертуар не на пять лет вперед, как в больших оперных домах. Мне нужно время, чтобы подумать, почему я беру то или иное произведение и почему его будут ставить те или иные художники. Думаю, придет время, когда Кулябин будет ставить в Зальцбурге. А названия я пока обдумываю. 

Знали ли вы о скандале в Новосибирске до того, как с ним познакомились?

– Нет. Я был не слишком информирован о нем, о скандале в Новосибирске вообще ничего не знал. Для меня качество имеет определяющее значение. Я просто увидел «Три сестры» и понял, что это феноменально. Он классный режиссер, и для меня только это важно. 

Судя по вашему выступлению на презентации, вам близка позиция Жерара Мортье, который в свое время возглавлял фестиваль…  

– Когда выстраиваешь гигантскую программу фестиваля, в первую очередь задаешься вопросом, на что ты ориентируешься – на имена или содержание, что первоочередное? Мне интереснее думать о содержании. Пожалуй, это нас сближает с Мортье. 

А вот что он действительно для меня открыл – это понимание, что искусство и музыку нужно представлять шире, чем сиюминутное явление. Они дают нам возможность что-то узнать о мире, о нас самих, об окружающих, понять, почему сегодня мы живем такой жизнью, в таких обстоятельствах, почувствовать это. Эти открытия мы можем сделать через искусство. 

Это, пожалуй, главный урок Мортье. 

То есть примадонны и их капризы вторичны? Может ли так случиться, что концепция очередного фестиваля не оставит места для участия звезды?

– Я с огромным уважением отношусь к артистам, которые у нас выступают. Но я мыслю не именами, а пытаюсь найти идею и идеальную форму для ее реализации. Так что да, так может случиться. 

Вы до сих пор ждете, что Дьердь Куртаг закончит свою оперу (сочинение было заказано несколько лет назад. – «НГ»)? 

– Это был заказ моего предшественника Александра Перейры, не мой. Но если это произойдет – я буду очень рад, думаю, это будет чудесно.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
732
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
969
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
792
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
644

Другие новости