0
13335
Газета Культура Интернет-версия

16.12.2016 00:01:00

КАРТ-БЛАНШ. Слово не в защиту

Григорий Заславский

Об авторе: Григорий Анатольевич Заславский – ректор ГИТИСа, обозреватель «Независимой газеты».

Тэги: культура, театр, модернъ, светлана врагова


культура, театр, модернъ, светлана врагова Фото пресс-службы театра

Название, а вернее подзаголовок – почти шутливый, с игрой слов, а история случилась очень грустная. Народная артистка России Светлана Александровна Врагова на днях была уволена из театра «Модернъ», художественным руководителем тире директором которого она работала до последнего времени. Со дня основания театра – тогда Театра-студии на Спартаковской, в 1988 году. Официальный статус он получил одновременно с Театром на Юго-Западе, Театром-студией «У Никитских ворот» Марка Розовского, Театром-студией Табакова, с такими же, как она, пионерами студийного театрального движения в Москве, хотя у каждого из них – своя история, своя судьба. Театр-студия на Спартаковской родился из курса Щепкинского театрального училища Михаила Царева, а их первый же спектакль – «Дорогая Елена Сергеевна» по пьесе Разумовской прославил не только их и Врагову, но скоро и советский театр, поскольку на волне необычайного интереса ко всему советскому, моде на перестройку, гласность и Горбачева спектакль пригласили в США и там они прогастролировали целый месяц или даже дольше, имели большой успех. В итоге театр вернулся в Москву без некоторых своих актеров... В середине 

90-х после ремонта театр открылся сразу и с новым названием: «Модернъ» – это была не только дань архитектурному стилю здания бывшей биржи, которое занимает театр, но и стало своего рода манифестом Враговой, вроде когда-то провозглашенного Анатолием Васильевичем Луначарским «Назад, к Островскому!». Врагова рванула назад, к модерну. И выпустила спектакль по забытой пьесе Леонида Андреева «Катерина Ивановна», почти одновременно пообещав поставить и другую его пьесу «Собачий вальс». Это было... дай Б-г памяти... Году, наверное, в 95-м. Хороший был спектакль, судя по тому, что он идет с теми же главными исполнителями до сих пор, то есть на протяжении 21 года, – очень хороший спектакль. Потом было «Счастливое событие» Славомира Мрожека со Спартаком Мишулиным в главной роли, потом Мишулин умер, потом Светлана Врагова снова выпустила эту же историю с Валерием Золотухиным в главной роли. Потом умер и Золотухин...

На днях Врагову уволили. «В связи с многочисленными нарушениями в ведении финансовой и хозяйственной деятельности государственного бюджетного учреждения культуры Москвы «Московский драматический театр «Модернъ», выявленными Главным контрольным управлением Москвы, Департамент культуры Москвы в соответствии со ст. 278 Трудового кодекса РФ расторг контракт с руководителем театра С. Враговой-Гюрджан», – говорится в официальном сообщении.

Я вспомнил, как несколько лет тому назад, разговаривая с Враговой, сказал между прочим, что надо, конечно, что-то новое поставить. Выпустить в конце концов «Собачий вальс», который, убеждала Врагова, давно готов, осталось срепетировать, вернее, не срепетировать, а собрать, но это, - говорила мне Врагова, - я умею делать быстро, месяц – и готово. В афише «Модерна» значились все больше детские спектакли – «Зайка-зазнайка», еще одна замечательная детская сказка Сергея Михалкова «Трусохвостик», «Три поросенка и Серый волк», тоже, кстати, Михалкова, который тут ни в чем не виноват, конечно. «Приключения Маленького принца»... Я сказал тогда Светлане Александровне: когда вас будут снимать, очень трудно будет вас защитить, я – не смогу... Невозможно защитить режиссера, худрука театра, который годами ничего не ставит. Даже если в прошлом, впрочем, уже достаточно отдаленном, – грандиозный гастрольный тур в США и два хороших спектакля середины и конца 90-х...

Говорят, ей не раз предлагали разделить должность худрука и директора, но Врагова этого так и не сделала, поэтому сейчас ее уволили не за то, что она выпускала мало премьер, а за финансовые нарушения.

Урок дочкам?

В Москве же есть отчасти похожие на «Модернъ», то есть с похожей судьбой, – Театр Олега Табакова, театры Армена Джигарханяна, Елены Камбуровой, Стаса Намина, Театр Вячеслава Спесивцева, Марка Розовского... Про некоторые из них хорошо знают в Москве, про кое-какие – знают немногие. Как некоторые из них, театр «Модернъ» и назывался особенно, с именем основателя-худрука – Московский драматический театр «Модернъ» п/р Светланы Враговой. Впрочем, это имя, наверное, только на эмблеме, поскольку в решении департамента говорится уже просто о «Модерне». Просто и грустно.

Хотелось бы защитить сегодня Врагову. Но – не могу. Не нахожу аргументов в ее защиту. Решение жесткое, даже, наверное, жестокое, но – понятное.

Но вот о чем хотелось бы сказать, не забыть. Поскольку память – «дама изменчивая», особенно – коллективная память, почему-то именно сегодня представляется важным сказать о непреходящих заслугах Враговой. Сегодня в моде site-specific театр, про который можно сказать словами Мамаева: «Куда-то идем, куда-то ведут нас; но ни мы не знаем – куда, ни те, которые ведут нас», и я готов вслед за Крутицким повторить, что «смотрю на все это как на легкомысленную пробу и особенно дурного ничего не вижу». Но ведь «Катерина Ивановна», где Врагова предлагала вслед за героями перемещаться по старому особняку, из одного зала в другой, из другого – в третий, – вариант site-specific театра, появившийся задолго до нынешней моды. Кто еще сегодня вспомнит, что Врагова стояла у истоков театрального фестиваля NET, у которого сегодня в общественном сознании осталось только два основателя, отец и мать, а было их больше, лично я помню пятерых, и деньги на первый фестиваль добывала Светлана Врагова.

И уж совсем никто не вспоминает сегодня спектакль Враговой «Видео. Бокс. Пуля», впервые сыгранный в начале 90-х на Спартаковской в еще не отремонтированном здании, в котором, память моя так это сохранила, царила разруха, а время, когда эта полуразрушенность вошла в моду благодаря Винзаводу и ArtPlay, было еще далеко. И тут не повезло! Не помнят по многим причинам. А это был важный спектакль, во многом, на мой взгляд, предвосхитивший разные нынешние опыты, кстати, не такие уж радикальные, если сравнить их с тогдашней работой Враговой, поставленной по трем одноактовкам авторов советской «новой волны». Странно, что потом, когда до Москвы доехали наконец Марталер, Wooster Group, Кастеллуччи, никто ни разу не вспомнил «Видео. Бокс. Пулю» Враговой. Несправедливо. В этом спектакле было редкое сочетание театрального авангарда и театрального качества, профессионализма, ремесла. Обычно они существуют поврозь. Да и у Враговой интерес к такому радикальному и одновременно содержательному высказыванию скоро прошел. В театре «Модернъ» поселились три поросенка… Серый волк… Зайка-зазнайка… Трусохвостик…

Защитить хочется. Не получается.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
887
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1195
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
932
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
766

Другие новости