0
3989
Газета Культура Печатная версия

23.05.2018 00:01:00

Триумф Богомолова и правды Генделя

Режиссер дебютировал в музыкальном театре с ораторией "Триумф Времени и Бесчувствия"

Тэги: театр, мамт, константин богомолов, оратория, триумф


театр, мамт, константин богомолов, оратория, триумф Красота требует жертв. Фото Ильи Долгих предоставлено пресс-службой театра

«Триумф…» Константина Богомолова мог бы случиться еще в 2015 году: представители прессы уже тогда писали о дате премьеры и сообщали о кастинге певцов, хотя сам Богомолов заявлял, что говорить об этом проекте преждевременно. К счастью, режиссер не отказался от идеи постановки оратории «Триумф Времени и Бесчувствия», которую ему в свое время предложил музыкальный критик Алексей Парин. Спектакль представили на Малой сцене Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко (МАМТ). 

Ответственным за музыку назначили дирижера Филиппа Чижевского и его ансамбль Questa Musica, играющих на исторических инструментах. Но, пожалуй, главной фишкой этого проекта стало участие писателя-концептуалиста Владимира Сорокина в качестве либреттиста. Из либретто кардинала Бенедето Памфили, которого Георг Фридрих Гендель ласково называл «старым дураком», Сорокин сделал свою кавер-версию, вдохнув новую жизнь в рассуждения аллегорических фигур. Для исполнения их партий приглаcили интернациональный состав барочных певцов – три контртенора и одного тенора. Красоту олицетворял собой  Филипп Матман, Время – Хуан Санчо, Наслаждение – Винс И, Бесчувствие – Дэвид Дикью Ли.

«Триумф Времени и Бесчувствия» (в более распространенном переводе «Триумф Времени и Разочарования») – самая первая оратория 22-летнего Генделя, который в конце жизни создал еще две редакции – последняя исполнялась целиком на английском языке. Для самого Генделя это произведение – в некотором роде эксперимент: здесь нет хора, традиционного для жанра оратории, зато есть два вокальных квартета. Раннюю версию, ставшую основой спектакля, композитор создавал в Риме – и, безусловно, влияние итальянского стиля ощущается с первых тактов. Слушая изумительные по красоте арии и дуэты, вокальные фиоритуры и мелизматику, «Триумф…» так и хочется назвать оперой.

И на этот счет Гендель бы не возражал, поскольку оперные постановки тогда были запрещены папским указом, и композиторы зашифровывали этот жанр под другим названием. Но что было бы с папой Климентом XI, будь он свидетелем такого воплощения моралите, и подумать страшно. Несмотря на то что Богомолов довольно бережно обошелся с музыкой, не убрав и не сократив ни одного номера, Гендель прозвучал вкупе со всем тем, что принято называть словом «жесть».

Темно-зеленое мрачное пространство сцены, выполненное сценографом Ларисой Ломакиной, словно воссоздает атмосферу готического замка. На двух экранах справа и слева от сцены в режиме реального времени передается трансляция с камер, сопровождающих перемещения персонажей по сцене. Наверху расположилась бегущая дорожка – либретто Сорокина с заменой многих слов текста Памфили на синонимы и просторечия (при этом смысл кардинально не менялся); на экранах же можно было прочесть краткое описание параллельного сюжета Сорокина–Богомолова – похоже, взятого из программ Малахова или криминальных сводок НТВ. Подобная полифония из текстов (поют на итальянском, либретто дано на русском) создает органичную цельность, но драматургически выстраивает на первый взгляд сумбурное действие.

В первом же эпизоде на сцене появляются Красота и Наслаждение, которые одновременно Лена и маньяк Чикатило. Филипп Матман на каблуках и в платье с клубниками  и Винс И разыграли сцену соблазнения девочки (здесь посреди Генделя звучит песня «Крылатые качели» в трогательном исполнении пионеров на экране). «Маньяк убил девочку, когда ее родители были на опере», – сурово гласит текст, и тут же родители Лены  (Время и Бесчувствие) приходят на опознание тела. Но это еще цветочки: за два часа перед зрителями предстают все реалии сегодняшнего дня. Например, падре (он же Время) отчаялся читать проповеди и стал террористом ИГ; в неполноценной девочке (Красота) обнаружили талант и послали на Евровидение, а группа ABBA (квартет аллегорических фигур) снова воссоединилась. Впрочем, в этом всем и кроется узнаваемый режиссерский стиль Богомолова, и многие скажут, что вышеперечисленное во многом перекликается со спектаклем «Идеальный муж» в МХТ им. Чехова.

Шокирующие богомоловские истории, положенные на музыку Генделя, нещадно сбивали зрителя с толку, но в этих мини-сериалах была сплошная безжалостная правда, удивительным образом созвучная абстрактным рассуждениям Памфили в обработке Сорокина: ведь и в XVIII, и в XXI веке мы говорим, по сути, об одном и том же.

И если в первой части «Триумфа…» Богомолов сделал все, чтобы помешать зрителю насладиться ариями и дуэтами, то во второй – наоборот. Тексты Сорокина возникали с периодичностью, словно предлагая возможность публике отойти от трэша. Четыре героя – четыре Монаха – наконец-то появились в мужских костюмах и все действие пели, неоднократно принимая статичные позы. Параллельные сюжеты на экранах и вовсе отсутствовали, однако многое считывалось по действиям исполнителей на сцене (например, в дуэте Красоты и Наслаждения возникла аллюзия на гей-тему).

Финал – некий реверанс в сторону постановки «Триумфа...» Кшиштофом Варликовским в Экс-ан-Провансе: на сцене – скелет, гроб, Наслаждение вскрывает себе вены, а Красота, умерев с табличкой «Я хочу есть», поет о своем преображении после смерти.

Приглашенные солисты блестяще справились со своими сложнейшими партиями. Возможно, Филиппу Матману не хватило точности в интонировании, но за его актерское перевоплощение можно было бы дать «Оскар». Щеголяя в роскошных платьях от дизайнера Александра Терехова, Матман, примеривший образы девочки, старухи, дамы благотворительного фонда, приводил зрителей в явный восторг (а после и пользователей соцсетей своими фотографиями). Винс И, который совсем недавно пел в «Альцине» в Большом театре, вновь легко справился с вокальными изысками Генделя. По-настоящему убедительным показался Дэвид Дикью Ли, поразивший не только вниманием к каждому звуку, но и непринужденной сменой тесситуры.

К сожалению, тенор Хуан Санчо немного терялся на фоне остальных, хотя и придавал своим персонажам необходимый драматизм. Что касается ансамбля Questa Musica, то он, как всегда, четко и уверенно выполнил свои задачи, а Филипп Чижевский заряжал его энергией, местами раскачивая зал, как на рок-концертах. В целом дерзкая затея Богомолова удалась, и МАМТ можно только похвалить за такую высокопрофессиональную работу. Жаль, что ее увидят лишь немногие – виной тому, как обычно, запредельные цены на билеты. Организаторы говорят, что показы «Триумфа Времени и Бесчувствия» продолжатся уже этой осенью.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Православный зритель – широкий зритель

Православный зритель – широкий зритель

Ольга Рычкова

Русский духовный театр «Глас» глазами его основателей Татьяны Белевич и Никиты Астахова

0
1060
Союз театральных деятелей готовится к 150-летию

Союз театральных деятелей готовится к 150-летию

Елизавета Авдошина

В Москве впервые прошел форум председателей его региональных отделений

0
1886
Адвокатура нашла еще один аргумент против смертной казни

Адвокатура нашла еще один аргумент против смертной казни

Екатерина Трифонова

От судебных ошибок пострадают те, кому не хватит денег на хорошего защитника

0
1958
Посещение Европы по методу Штрауса

Посещение Европы по методу Штрауса

Владимир Дудин

Премьера оперетты "Летучая мышь" состоялась в Иркутском музыкальном театре им. Загурского

0
4066

Другие новости