0
1730
Газета Культура Печатная версия

30.10.2018 18:37:00

Искусство спасать

"Век ради вечного" – выставка к 100-летию Центра Грабаря

Тэги: юбилейная выставка, центр грабаря


юбилейная выставка, центр грабаря После реставрации работы словно выходят из тьмы на свет. Фото агентства «Москва»

Юбилейной выставке в 140 экспонатов из 50 музеев отдано два этажа Центра Грабаря – она представляет все реставрационные мастерские этой институции и три филиала – в Архангельске, Вологде и Костроме. Здесь есть константинопольские иллюминированные рукописи, самые ранние из сохранившихся кенозерских «небес», «охотничий» шкаф со старательно вырезанными из дерева фигурками псов у основания, врубелевский этюд к «Демону сидящему» и много чего еще. Помимо самой выставки вместе с экскурсией можно попасть даже в мастерские, где работают реставраторы. А в конце ноября в Центре Грабаря пройдет IX Международная научная конференция «Грабаревские чтения».

Казалось бы, очень простой принцип «было – стало» производит сильное впечатление. Про «было» здесь рассказано в комментариях рядом с работами, «было» показано и на фотографиях. Словно день и ночь, вернее, как раз наоборот, воспринимаешь одно из панно, некогда приписанных венецианскому художнику XVIII века Доменико Фоссати: сильно пострадавшая во время пожара «Репетиция оркестра» после реставрации буквально вышла из тьмы на свет. Или вот, к примеру, выставляют рисунок «Обнаженная» любимого ученика Репина – Николая Фешина. Редкое графическое произведение русского периода (в 1923-м он уедет в Штаты), случайно найденное в 1950-х «в ворохе бумажного мусора» художником-монументалистом Дервизом. Был – потемневший, местами «скукожившийся», местами порванный лист, на котором, как выяснилось в ходе исследований, изображена жена Фешина.

Здесь показывают разные вещи – порой некоторые вроде деревянной скульптурной группы предположительно XVIII века «Воскресение Христово» из Переславля-Залесского на сегодняшний взгляд представляются почти курьезными. Там с барочной патетикой римские воины дивятся Воскресению, но курьез – не в их несколько наивных жестах, а в том, что лицом кое-кто сильно напоминает первого российского императора. И показывают вещи поразительные – вроде крохотной, 11 на 8 см, но толстой иллюминированной рукописи «Деяния и Послания апостолов с Апокалипсисом» из Научной библиотеки МГУ. Смотришь на этикетку: 1072 год, Константинополь, Писец – царский нотарий Михаил Панергис... Фарфор, в том числе мейсенский, китайский веер – восстановлены подчас из кусков. Скульптуры Конёнкова, портрет неизвестного кисти Василия Шухаева (и необычный тем, что отличается от хрестоматийных работ художника). Или вот в одном из залов главенствует «опрокинутое» на зрителя «небо»: фактически это деревянный сложносоставный свод, какими известно Кенозерье. Их сохранилось 17, это – самое раннее из уцелевших – происходит из часовни Тихвинской иконы Божьей Матери деревни Хвалинская. Часовня стала магазином, а роспись нашли случайно – увидели фрагмент, когда демонтировали свод, рассказывала в интервью «НГ» заместитель гендиректора по научной, методической и выставочной работе Центра Грабаря Ольга Темерина (см. «НГ» от 27.08.18).

Истории произведений «нанизаны» на пространство Центра Грабаря. В пору, когда выставки все чаще стремятся обратить в «блокбастеры», снабженные заголовком «шедевры...», в пору куратора и выставочного сценографа, селфи и must see, – здесь показывают изнанку жизни искусства, о которой мало кто много задумывается. Судя по экспликациям, реставраторы не могут позволить себе быть сентиментальными, подписи напоминают медицинскую карту: с каким «диагнозом» экспонат приняли, какие работы проведены, часто – что уточнили по поводу атрибуции. Сухо и лаконично. Все это, если отталкиваться и от заглавия юбилейной выставки, – еще и изнанка вечности.

Сто лет назад Центр Грабаря стал первой институцией, начавшей развивать и прививать принципы научной реставрации. Игорь Грабарь инициировал учреждение Комиссии по сохранению и раскрытию памятников древней живописи, как тогда назывался центр (Всероссийским художественным научно-реставрационным центром он стал в 1974-м, а с 1960-го носил имя основателя). Именно здесь тогда реставрировали знаменитые иконы «Богоматерь Владимирская» и «Спас Златые власы», произведения Андрея Рублева... А в 1934-м мастерские расформировали – на 10 лет... Если взять времена более близкие, то в 2002 году в рамках мастерской реставрации деревянной полихромной скульптуры появилось новое направление – нетрадиционных направлений в реставрации. В 2006-м Центр Грабаря переехал в нынешнее здание на улице Радио, в котором в 2010-м случился страшный пожар... В начале этого года Центр Грабаря открыл в Пречистенском переулке «Иконотеку Адольфа Николаевича Овчинникова» – в здании, где жила и работала скульптор Вера Мухина (см. «НГ» от 21.02.18). Там теперь показывают сделанные реставратором копии фресок многих древних церквей.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Есть произведения – хронические "больные"

Есть произведения – хронические "больные"

Дарья Курдюкова

Замдиректора Центра Грабаря Ольга Темерина – об истории институции и неожиданностях работы реставратора

0
2049

Другие новости

Загрузка...
24smi.org