0
1689
Газета Культура Печатная версия

11.11.2018 17:52:00

Нога и копыта, или О демонстрации в музее

С 2019 года посещаемость станет одним из критериев оценки деятельности директоров

Тэги: минкультуры, музей, посещаемость, директор, оценка


минкультуры, музей, посещаемость, директор, оценка Посещаемость – фактор, бесспорно, простой, но необъективный. Фото агентства «Москва»

Недавно руководитель департамента музеев Минкультуры Владислав Кононов сообщил о том, что с будущего года один из четырех критериев оценки деятельности музейных директоров изменится. Вместо количества экспонируемых предметов из музейного фонда ориентироваться в ведомстве – министр одобрил эту инициативу – будут на посещаемость. Остальные три критерия – внебюджетные доходы, удерживание среднего уровня зарплаты и количество предметов, зафиксированных в государственном каталоге, – вроде бы остаются прежними. «Критерий по количеству выставленных предметов музейного фонда не является репрезентативным, в то время как посещаемость – четкий и понятный показатель для оценки деятельности музея», – пересказывает слова чиновника агентство ТАСС.

Не сказать чтобы эта новость была сенсационной – в профильном ведомстве давно ориентируются на посещаемость, и еще несколько лет назад не было секретом, что зарплаты музейных руководителей связаны с этим показателем. И когда речь идет о статистике, касающейся успеха ретроспективы Валентина Серова (485,7 тыс. человек), за хорошего художника приятно. То есть очереди на морозе и выломанные двери – это нет, а в целом – хорошая статистика. Но едва ли в теперешних экономических условиях можно превратить этот случай в массовый, поскольку крупные ретроспективы музеи давно готовят на спонсорские средства, и это миллионы и десятки миллионов рублей. Государство, которое не может обеспечить устройство таких показов, хвалит, призывает остальных равняться, а еще лучше делать «быстрее, выше, сильнее».

Элитарная культура смыкается с экспериментальной как раз в вопросе массовости – вернее, как правило (Серов – исключение), в ее отсутствии. Поэтому посещаемость сперва хорошо бы проанализировать в том и другом случае. Выставки – блокбастеры, пиар, порой агрессивный, «шедевры» в заглавии, знаменитости на вернисажах, а если еще президент заглянет, как на Серова... – в общем, все это работает на успех. Можно в принципе представить себе картину, как в будущем помимо всяких интервью директора музеев будут на улицах зазывать публику в музей... С транспарантами, к примеру.

Хочется, чтобы в музеи ходили еще больше, хотя за последние годы их популярность резко выросла. И иногда уже даже хочется, чтобы в обычный день народу в залах было меньше – легче было бы смотреть, эффективнее. Но, скажем, замечательную, в том числе и как итог научной работы, долгожданную ретроспективу Михаила Ларионова в Новой Третьяковке, очевидно, нельзя будет сравнить по посещаемости с Серовым или с опередившим его в этом – но не в художественном – плане Айвазовским (точно так же, как ретроспективу ларионовской жены Наталии Гончаровой нельзя – и вообще-то не нужно – было сравнить по посещаемости с показом Левитана). Хотя для многих ретроспектива Ларионова важнее выставок Айвазовского и даже Серова. Рост моды на музеи можно было бы использовать, не давя на институции ожиданием новых успехов, а давая им возможность использовать эту инерцию, чтобы привлечь нового зрителя на менее известные имена или на экспериментальные проекты. Развивать свою аудиторию. Ведь имен, известных большинству зрителей со школьной скамьи и до конца жизни, несравнимо меньше, чем тех, о ком еще стоило бы рассказать.

Посещаемость – фактор, бесспорно, простой, но необъективный и не всегда пропорциональный ценности. Однако он становится объективным, если посмотреть на другую сторону медали – сколько музей способен принять зрителей, чтобы это было, что называется, не в ущерб. Об этом недавно напоминал Михаил Пиотровский. Посещаемость, бывает, нужно и ограничивать. Он же, кстати, рассказал ТАСС, что вместе с Европейским университетом его музей разрабатывает методику оценки репутации (не эффективности!) музеев, отталкиваясь от соответствующего голландского рейтинга, в котором Эрмитаж занял четвертую строчку.

Другой вопрос, связанный с критерием посещаемости, – это как засчитывать руководству музеев, например, бесплатные образовательные мероприятия, за которые зрители не голосуют рублем и, более того, которые, к счастью, могут посмотреть в онлайн-режиме из любой точки мира? Образовательная функция наряду с хранением и научными исследованиями – одна из приоритетных в музейной деятельности – та, что связывает музейное «закулисье» с публикой и тоже активно развивается в последнее время.

Если музеи, уже в течение многих лет находящиеся в трудной ситуации, будут поставлены в условия работы исключительно на массово посещаемые проекты, это может сослужить дурную службу новому поколению зрителей. Смешно морализаторствовать, что хорошо сделанная выставка, а часто это как раз не самые или вовсе не топовые по посещаемости проекты, рассказывает малоизвестное или о малоизвестном, словом, учит размышлять. Акцент и сейчас сместился в сторону «потребления» культурных проектов, с одной стороны, и притупления критического к ним отношения, с другой. Прекратить развитие – всякое, как и способность размышлять, – в широком смысле слова, можно быстро. Посещаемость как критерий оценки – мина, и не такого уж замедленного действия.            


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также


Владимир Мединский реконструирует Нюрнбергский трибунал

Владимир Мединский реконструирует Нюрнбергский трибунал

Павел Скрыльников

К 75-летию Победы будет собрана "антигитлеровская коалиция" кинематографистов

0
354
На солнечных качелях

На солнечных качелях

Елена Семенова

Выставка Ольги Лобановой откроет Год Пушкина

0
277
Щукин – в Москву, Морозов – в Петербург, Гейнсборо – из Лондона

Щукин – в Москву, Морозов – в Петербург, Гейнсборо – из Лондона

Дарья Курдюкова

Пушкинский музей объявил планы на 2019 год

0
1309
Церкви вместо планетария, училищ и музеев

Церкви вместо планетария, училищ и музеев

Лев Перчин

Теряя святыни Украины, Московский патриархат приобретает новую собственность в России

0
1074

Другие новости

Загрузка...
24smi.org