0
1789
Газета Интернет-версия

16.12.2002 00:00:00

Третий сорт для "золотого миллиарда"

Тэги: снг, итеграция, ес


Заместитель генерального директора Центра политических технологий Борис Макаренко

Интеграция стран Содружества в Европейский союз возможна только в очень отдаленной перспективе. Как любят подчеркивать чиновники ЕС, договор о вступлении в НАТО - это одна страничка, а договор о вступлении в ЕС - это многотомное собрание документов. Ни одна из стран СНГ сейчас не подходит под нормы ЕС ни по своей экономической, ни по юридической системам, да и общая политическая практика и культура далеки от совершенства. Если Россия, Украина и Молдавия с оговорками, очень медленно, но все-таки движутся в направлении, уменьшающем пропасть, отделяющую их от Евросоюза, то все остальные остаются очень далеки. А о Центральной Азии речи просто никогда не зайдет.

Если говорить об экономической интеграции внутри Содружества, то тенденции пока противоположные. Очевидно, что доля стран СНГ в торговле и внешнеэкономических связях постоянно падает. Я думаю, что будут иметь место интеграционные процессы на двусторонней основе между Россией и отдельными странами. С Белоруссией этот процесс идет наиболее активно, постепенно пойдет он и с Украиной. Эффект же мы можем наблюдать лишь тогда, когда экономики других стран сынтегрируются с российской, а значит, постепенно станут более совместимы друг с другом. Но это тоже очень длительный процесс.

Ясно, что связи между независимыми государствами будут активны настолько, насколько активна и сильна Россия. В последние два-три года демонстрировать свое лидерство в СНГ у нее получается лучше, чем это было в конце 90-х. Это замечают и в мире. Россия сегодня на подъеме, а каждый из ее соседей испытывает сложности, потому Москве легче не только отстаивать свои интересы, но и настаивать на своем.

Эксперт Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН Феликс Клоцвог

Не только массовый обыватель, но и, к сожалению, многие профессиональные политики и экономисты полагают, что стоит нам интегрироваться в ЕС, как мы тут же заживем по-европейски, как, например, живут люди в Париже или хотя бы в Лиссабоне. Мы будем развивать высокотехнологичные и наукоемкие производства, наши доходы возрастут до среднеевропейского уровня, все пересядут на "Мерседесы" и "Вольво", станут одеваться у Кардена и Версаче, отдыхать в Ницце и на Канарах.

Но надо отдавать себе ясный отчет в том, что мировому сообществу, а точнее, странам "золотого миллиарда" и транснациональным корпорациям Россия и другие постсоветские страны нужны лишь как источник дешевых энергетических и сырьевых ресурсов и территория для размещения экологически грязных производств и промышленных отходов. Об этом говорили и писали многие, но преобладает мнение, что это только "страшилки", портящие людям настроение. Между тем планы вершителей нового европейского порядка реализуются весьма успешно и достаточно быстро. Россия и другие государства Содружества стремительно скатываются к уровню стран "третьего мира" и третьего сорта. Поэтому ни экономический рост России в последние годы, ни милостивые жесты политических лидеров стран Запада не должны вводить в заблуждение.

Может ли Россия и вместе со странами СНГ противостоять этому процессу? Поодиночке - нет. В условиях политической и экономической интеграции и в первую очередь России, Украины и Белоруссии - да.

Исследования показывают, что без дальнейшего развития интеграции среднегодовой темп роста наших экономик не превысит 3,5%, в условиях же интеграции этот темп может возрасти до 5,8-6% в год. При такой динамике три славянские страны в обозримый исторический период могут выйти на уровень, соответствующий большинству европейских стран. Причем интеграционный фактор обеспечивает не только количественное увеличение, но и позитивные структурные изменения в экономике, в частности преодоление однобокой топливно-сырьевой направленности российской экономики, характерной для слаборазвитых стран.

Весьма распространено мнение, что интеграционная стратегия на постсоветском пространстве должна в значительной степени заимствовать опыт западных стран, того же ЕС. Это означает осуществление интеграции "снизу" начиная с создания так называемой Зоны свободной торговли и постепенно через таможенный и платежный союзы переход к Экономическому союзу. Но для условий СНГ, где речь идет, по существу, о реинтеграции экономик, такая стратегия малоэффективна. В конкретных условиях СНГ несравнимо более эффективной представляется макроинтеграционная стратегия, интеграция "сверху". Это означает, что интегрирующиеся страны должны выработать согласованную общеэкономическую стратегию развития на перспективный период. При этом должна решаться задача оптимального распределения имеющихся в распоряжении стран ресурсов с целью наиболее полного и быстрого достижения поставленных целей.

Заместитель директора Института экономики РАН Дмитрий Сорокин

Надо говорить об экономической интеграции стран Содружества в ЕС не вообще, а определить отрасли этой интеграции для каждой страны. Однако в рамках СНГ происходит нечто непонятное. Главным образом потому, что никто не может ответить на вопрос: что такое СНГ для России? Иногда создается впечатление, что Москва рассматривает Содружество как часть российской территории... Но дело даже не в этом. Непонятно, занимаются ли в СНГ интеграцией вообще. Ведь у многих людей не возникает ни национальных, ни политических проблем. У них есть проблемы конкретного дела. В Содружестве же пока мы видим одни проекты, в том числе и крупные, а подвижек - ноль.

Руководитель Центра исследований экономических проблем СНГ РАН Вячеслав Вашанов

Бедные, экономически не развитые страны СНГ, конечно, не могут быть не заинтересованы в интеграции в ЕС - прежде всего в рамках вступления в ВТО. Как известно, часть стран - Молдавия, Грузия и Киргизия - уже являются членами этой организации. На очереди сейчас Армения.

Европейская интеграция привлекает престижем, возможностью экспорта своих товаров в Европу. Но я думаю, что эти надежды эфемерны. Уровень конкурентоспособности товаров в странах СНГ очень низкий. Конкурентоспособные производства - это только ТЭК, военно-промышленный комплекс и металл, если мы его продаем по демпинговым ценам. Стремясь в ЕС, нужно прежде всего активизировать внутренние резервы, повысить конкурентоспособность производства, снизить себестоимость продукции, повысить качество наших товаров... И жизненный уровень населения должен быть на высоте.

Сейчас же экономический рост констатируется только в России и на Украине. Объективно это будет способствовать продолжению интеграции. Если не произойдет падения, то Россия будет вести экономическое сотрудничество не только с Украиной, но с и другими странами Содружества, особенно в рамках ЕврАзЭС. Но пока товарооборот между Россией и Украиной за последние десять лет сократился с 54 до 9 млрд. долл. Необходимо найти резервы увеличения товарооборота, что тесно связано с экономическим ростом. Такая же картина наблюдается между Россией и Белоруссией, а также Казахстаном.

Заместитель председателя комитета Государственной Думы по делам СНГ Сергей Апатенко

Вынужден констатировать, что идея интеграции в странах СНГ, к сожалению, пока не стала стратегической, а значит, сложившийся ход развития взаимоотношений в Содружестве в ближайшее время изменить не удастся. Кроме того, в экономической области виден явный перекос в сторону ускоренного развития добывающих отраслей, что превращает наши страны в ресурсные сегменты мирового рынка, а это значительно тормозит их интеграцию.

К тому же одни страны Содружества продолжают искать свой собственный, "особый" путь развития (Украина, Узбекистан); другие стремятся взять на себя роль лидера в СНГ, что не способствует выработке компромиссных решений (Россия, Казахстан, Белоруссия); Туркмения просто уклоняется от участия в трудном договорном процессе; Таджикистан стремится к получению извне военно-политической поддержки; наконец, Азербайджан, Армения и Грузия стремятся за счет Содружества решить свои внутренние проблемы. Должен сказать, что подобную "раздробленность" во многом инициировала сама Россия. Ее экономическая слабость и отсутствие твердой целенаправленной внешнеэкономической политики во многом способствовали увеличению разрыва между декларируемой и реальной интеграционной активностью.

Каков же вывод? Если страны СНГ в той или иной форме в перспективе видят себя в мировом экономическом сообществе, то они должны отчетливо осознавать, что в границах СНГ необходимо действовать коллективно. Этим я ни в коей мере не отрицаю возможных прямых национальных отношений с мировым хозяйством, но эти отношения в общих же интересах необходимо сочетать с преимуществами интеграционного объединения в рамках Содружества.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
522
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
650
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
548
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
450

Другие новости