0
1523
Газета Экономика Интернет-версия

25.05.2001 00:00:00

Виктор Двуреченский: нужна единая система финансового контроля

Тэги: двуреченский, контроль, бюджет, планирование


-ВИКТОР АЛЕКСАНДРОВИЧ, недавно вами подписан годовой отчет о деятельности Контрольно-счетной палаты Москвы за 2000 год. Каковы главные итоги?

- Если говорить об эффективности использования бюджетных средств и выполнении закона о бюджете города Москвы, можно отметить, что сегодня у нас сложилась система подготовки, формирования и принятия бюджета. Бюджет принимается вовремя: накануне нового финансового года. Это в значительной степени обеспечивает плановость расходования бюджетных средств.

Наш бюджет стал более прозрачным. Программно-целевой принцип в формировании и исполнении бюджета приобретает все большее и большее значение - бюджетные деньги расписываются не просто по статьям экономической классификации, а по конкретным программам и проектам. Прозрачным он стал еще и в смысле открытости для горожан и, не побоюсь это сказать, для всего мира - я имею в виду заемно-инвестиционную систему города.

Мы видим, какие доходные источники бюджета могут быть увеличены и как оптимизировать структуру расходов. Это очень важно.

В феврале Контрольно-счетной палатой был организован круглый стол по взаимодействию контрольных органов города Москвы, которых, кстати, насчитывается ни много ни мало 52. Такое количество проверяющих создает определенные проблемы, которые возникли не вчера, и поэтому для их решения, для согласованности наших действий в 1997 году был создан Совет по координации работы контролирующих органов Москвы.

Мы выступаем за координацию наших действий на качественно ином уровне, за принятие системных решений.

Во-первых, нужна концепция единой системы Государственного финансового контроля, сегодня она отсутствует как в Москве, так и в Российской Федерации в целом.

Во-вторых, неотложная задача - совершенствование нормативной базы, регулирующей деятельность контрольных органов. Многие акты и инструкции противоречат друг другу, содержат расплывчатое толкование установленных положений и требований. До сих пор у нас нет единой методологии проверки с едиными стандартами контроля и анализа бюджетного финансирования.

- В свое время в прессе много говорилось о злоупотреблениях при строительстве третьего транспортного кольца. Каковы результаты вашей проверки по этому проекту?

- Нами проведена проверка использования денежных средств целевого территориального дорожного фонда на строительстве третьего транспортного кольца на участке "Москва-Сити" - Автозаводский мост. Некоторые нарушения, конечно, есть.

Завышен сметный лимит к ТЭО на строительство этого участка на сумму более 876 миллионов рублей в ценах 1991 года за счет затрат, не предусмотренных распоряжением правительства Москвы, и завышения отдельных сметных нормативов.

При выборе заказчика - ООО "Организатор" - не был обеспечен должный уровень его ответственности перед городом в части распоряжения средствами московского дорожного фонда. Кроме того, заказчик не выполняет принятые на себя при проведении конкурса обязательства по снижению стоимости строительства и проектирования на 5%, а Департаментом экономической политики Москвы в договоре с заказчиком этот пункт не прописан. Результат - заказчику ООО "Организатор" переплачено городских денежных средств более 1,03 миллиона рублей.

В индивидуальные единичные расценки, разработанные институтом "Трансстрой", необоснованно включены затраты, которые значительно увеличили их стоимость и соответственно стоимость строительства.

С нарушением действующего законодательства были зачтены налоговые обязательства в территориальный дорожный фонд на сумму 1 920 200 тысяч рублей.

Вексельная схема погашения долговых обязательств, разработанная этим департаментом и реализованная при проведении расчетов за работы по третьему транспортному кольцу, противоречит как московскому, так и федеральному законодательству.

Как вы можете видеть, значительная часть нарушений обусловлена скорее не злым умыслом, а нестыковками и прорехами в действующем законодательстве. Кстати, в ходе последних обмеров МКАД выяснилось, что подавляющая часть трассы превышает проектные размеры, поэтому московское правительство распорядилось провести расследования в связи с возможным недополучением средств в городской бюджет.

- Насколько хорошо используются городом кредиты и заемные средства?

- В результате проверки по долговым обязательствам Москвы и состоянию заемно-инвестиционной системы мы пришли к выводам, что, во-первых, структура долговых обязательств требует серьезной реструктуризации. Налицо значительное преобладание краткосрочных кредитов, почти по половине кредитов (46,8%) сумма обязательств определена в иностранной валюте или с пересчетом на долларовый эквивалент, значительный объем кредитных ресурсов использовался департаментами и управлениями на покупку векселей банков для последующих расчетов с подрядчиками, что противоречит действующему законодательству.

Во-вторых, управление государственным долгом Москвы не всегда осуществляется эффективно, что привело к значительным убыткам: 32 100 тысяч рублей по департаменту продресурсов из-за несвоевременного выполнения обязательств по валютной ссуде; 475 337 тысяч рублей по исполненному поручительству управлением бюджетного планирования городского заказа в связи с принятием решения о погашении долга за счет бюджета; 385 140 тысяч рублей по исполненным поручительствам департаментом внешних связей; 97 580 тысяч рублей по департаменту внебюджетной политики в строительстве из-за расходов по возмещению убытков подрядных организаций от использования векселей.

Кроме того, с 1998 года в Международном промышленном банке без движения находится 615 миллиардов рублей, распорядителем которых является Управление экономической, научно-технической и промышленной политики в строительной отрасли.

Нарушаются различными городскими структурами условия и порядок привлечения заимствований, определенных распоряжением мэра и Законом города Москвы "О долговых обязательствах города Москвы", имело место нецелевое использование 1 008 500 тысяч рублей департаментом науки и промышленной политики.

В общем, требуется незамедлительное принятие мер по разработке единой методологии учета долговых обязательств - здесь у нас много работы, в том числе совместной, например с департаментом финансов и Москомзаймом. Эта работа идет, но не так быстро и результативно, как нам хотелось бы.

- А каковы вообще возможности Контрольно-счетной палаты влиять на ситуацию? Председатель Счетной палаты РФ требует для нее расширения полномочий вплоть до права возбуждения уголовных дел и проведения следствия. В какой мере это касается вашей работы?

- Что касается Счетной палаты Российской Федерации, то сотрудничество с ней у нас налажено в полной мере. Мы делаем одно дело и, конечно, делимся друг с другом тем, что может пригодиться в повседневной работе. СП РФ востребовала наш опыт, ведь мы - самая старая счетная палата в России, нам уже 7 лет, и кое-какой опыт мы успели накопить.

С другой стороны, мы активно используем наработки СП РФ. Проводятся нами и совместные проверки. Взаимодействие наших палат основано на подписанном в 1998 году соглашении о сотрудничестве.

Что касается средств воздействия - по результатам проверок мы составляем письма, выносим представления и предписания. И если по письмам и представлениям мы пока не имеем возможности в полной мере проконтролировать устранение выявленных нами недостатков, то наши предписания являются обязательными к исполнению для проверяемых нами структур - это достаточно мощное средство воздействия, и мы пользуемся им по мере необходимости, за прошедший год нами было вынесено более 10 предписаний.

- Какие еще приоритеты определяете вы для себя на ближайшее время?

- Во-первых, развитие связей палаты с общественностью. Ведь мы в конце концов призваны охранять интересы граждан - жителей Москвы, поэтому гласность, устойчивая обратная связь нам необходимы.

Второе - стоимость строительства муниципального жилья. Предстоит серьезно разобраться в механизме ее формирования. Главный вопрос: почему муниципальное жилье обходится городу так дорого, в то время как мэр ценовым ориентиром определил сумму 200 долларов за квадратный метр? Разобравшись в вопросе ценообразования, мы, я думаю, сможем проработать комплекс мер, достаточных для того, чтобы сделать муниципальное жилье более доступным для москвичей.

Третье - формирование тарифа на тепловую и электроэнергию. Это - вопрос, чрезвычайно болезненный для жилищно-коммунального хозяйства города и для москвичей.

На сегодня город практически не имеет рычагов влияния на тарифную политику "Мосэнерго", доля города в котором после проведенной приватизации составляет всего 3%.

И таких моментов можно привести не один.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
940
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1274
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
978
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
810

Другие новости