0
1245
Газета Экономика Интернет-версия

13.09.2001 00:00:00

Террористы убили американцев, но не их экономику

Тэги: сша, взрыв, теракт, опрос


Сергей Алексашенко, руководитель Центра развития холдинга "Интеррос", заместитель генерального директора

1. Я бы не сказал, что это событие оказало сильное влияние на мировую экономическую ситуацию. Главные индикаторы курса мировых валют остались в принципе неизменными. Колебания составили порядка 1% в треугольнике доллар-евро-иена. Цена на нефть подскочила, но потом откатилась немного назад. Собственно говоря, все находятся в ожидании. Поэтому все остальные рынки живут больше слухами и ожиданиями. Судя по имеющейся информации, больше всего падают котировки акций тех компаний, которые имеют рынки сбыта в Америке, или компании, связанные со страховым бизнесом. Очевидно, что обращения к страховым компаниям будут гигантского размера. Падают котировки авиационных компаний - это тоже естественно: они теряют пассажиропоток, который перевозят в Америку, причем непонятно, на какое время. Все остальные компании не испытывают ничего драматического.

2. Хотелось бы верить, что эта ситуация не послужит толчком к мировому кризису. Если говорить цинично, то ни реальный, ни финансовый сектор Америки не оказались затронутыми этим терактом, несмотря на социальный, этический эффект. Я думаю, что во многом это будет зависеть от того, как в первый день после открытия будут работать американские финансовые рынки. Если американские инвесторы проявят доверие к своей экономике и выразят тем точку зрения, что в принципе экономический потенциал Америки не пострадал, скорее всего никакого финансового кризиса не будет. Если же в финансовом секторе у населения в Америке появятся некие панические настроения, то исторически это объяснимо: на территорию Америки с 1812 года не ступала нога оккупанта, это первый акт агрессии непосредственно против США за последние двести лет. Если разовьются панические настроения, то вполне возможно, что там возникнут осложнения в первую очередь в финансовом секторе. Пока информации недостаточно, чтобы делать далеко идущие выводы.

3. Я постоянно говорил в последнее время, что события на мировых финансовых рынках не оказывают воздействия на российскую экономику потому, что Россия сейчас не зависит от внешних финансовых рынков. Правительство не выходит на рынок заимствований. Корпорации тоже пока только говорят о своих планах, но всерьез никто не собирается выходить. Самое плохое, что в период экономического подъема у нас не растут котировки на фондовом рынке. Наш фондовый рынок не играет пока существенной роли в экономике. В реальном секторе для нас главное - цена на нефть и спрос на мировом рынке энергоресурсов. Если там сохранится нынешняя ситуация, то за все остальное можно не беспокоиться. Правда, если будет кризис чисто финансовый, связанный с падением котировок акций, но он не затронет реального сектора и объемов производства, объемов спроса энергоресурсов, цены на нефть будут оставаться в коридоре ОПЕК 22-28 долларов за баррель, то, я думаю, на российской экономике это никак не отразится.

Михаил Делягин, директор Института проблем глобализации

1. Современная экономика - это не сапожная мастерская. Это торговая и финансовая инфраструктура в первую очередь. Удар был нанесен по символу этой инфраструктуры и по символу безопасности - Пентагону. Кроме того, Америка - это 30% мировой экономики - самое надежное и привлекательное для бизнеса место. Это удар по символу. Я бы не стал говорить, что мировые рынки не в шоке. Они в шоке, но они поколебались не очень существенно. Они занервничали, но говорить, что это какой-то крах случился или катастрофа или Татьяна Корягина перепутала 19 августа с 12 сентября, я бы не стал.

2. Постепенно все будет успокаиваться, и к понедельнику мир успокоится. Большинство спекулятивных капиталов, которые прошлым вечером смыло из Америки, вернется. Террористы убили американских граждан, но не американскую экономику.

3. Мы для этого слишком маленькие. Нас волной подбросит и опустит, но не раздавит. Народ, конечно, будет психовать. Но рост цен на нефть и золото тоже произойдет из-за паники. Нам это, в общем, на руку. Это звучит чудовищно, но экономика - наука объективная и в этом отношении не политкорректная.

Что же касается долларов, то если десять лет назад закупали соль и спички, то сейчас мы верим в рыночную экономику и меняем доллары. Я свои доллары менять не буду. Даже если американская экономика рухнет, вы все равно потеряете меньше, чем если вы будете продавать доллары сейчас. Это первое. Второе. С американской экономикой-то ничего не случилось. 30% ВВП мирового как было, так и осталось. Как США были мировым лидером в области технологий, так и остались. Президент обратился к нации в первый раз через 10 минут после взрыва и второй раз - через несколько часов после завершения теракта. Значит, система управления у них работает.

Александр Лебедев, президент Национального резервного банка

1. Не думаю, что происшедшее окажет очень сильное влияние на мировую экономику. Хотя панические настроения можно понять - психология инвестора и без того неустойчива, а тут еще такие события.

Во вторник в Москве в обменных пунктах доллар предлагали покупать по 15 рублей. Это непрезентативное поведение на рынке. Реальное падение курса доллара после терактов в США было очень незначительным - примерно такое же, как и в июле и августе текущего года - около 2%. Причем хотел бы обратить ваше внимание на то, что сейчас американская и западноевропейская экономики и без того находятся не в лучшей форме. И психологический фактор мог бы сработать еще жестче.

2. В арсенале западных правительств достаточно средств и мер, чтобы минимизировать влияние этих печальных событий на конъюнктуру рынков. Мой прогноз: в течение нескольких дней все придет к ситуации, которая была до чудовищных терактов в Америке. Ситуация была неприятной, но не вышедшей из-под контроля. Напомню, что индекс Доу Джонса падал, а доллар показывал явные признаки ослабления.

3. На Россию эти события окажут маргинальное влияние. Если цены на нефть пойдут вверх - а это скорее всего так и случится, - ОПЕК не сможет быстро увеличить добычу и предложение "черного золота" на рынке. А это значит, что у нас сальдо положительного долгового баланса возрастет и увеличатся налоговые поступления. Что же касается проблем с рублевой наличностью в банках, то ее не существует ни у нас, ни, думаю, в других кредитных организациях.

Александр Лившиц, заместитель генерального директора компании "Русский алюминий"

1. Действительно, ни один промышленный объект не пострадал, но есть чисто шоковая реакция рынка - это, бесспорно, трагедия, и рынки реагируют независимо от расчета конкретных финансовых последствий. Они реагируют на факт. Думаю, что наступает действительно новое время, но в этом новом времени тенденция к сплочению и поддержке друг друга, несмотря на взаимную конкуренцию, будет преобладать над разладом.

2. Я не думаю, что какая-либо страна воспользуется временным снижением доллара в своих интересах. Наверняка будет выравнивание курсов евро, доллара и иены на уровнях, которые были до этой трагедии. Скачок нефтяных цен вверх тоже едва ли будет долговременным. Очень сомневаюсь, что страны ОПЕК будут использовать эту беду для достижения финансовых преимуществ. Наверняка будут предприняты специальные действия, может быть, даже расширение добычи для того, чтобы держать курс в районе 25 долларов за баррель. Мировая экономика шокирована - это верно. Но не более того, и она восстановит статус-кво.

3. Что касается России, то я, кроме небольшой паники, которая коснулась держателей наличных долларов, отрицательных эффектов не вижу. После таких трагедий сырьевые ресурсы, как правило, дорожают, что, собственно, и произошло. И металлы, и нефть. Но опять-таки делать из этого какие-то прогнозы, что мы здесь что-то выиграем, - это неправильно. В долговременном плане самое опасное для нас - это продолжение экономических трудностей в Соединенных Штатах и Европе, снижение спроса на нашу продукцию. В кратковременном плане, насколько я вижу курсы в обменных пунктах, курс продажи больше 29 рублей - последнее, что я видел. Центробанк проводит исследования, кто и как пытался на этом заработать. Шутить с ним, честно говоря, я бы никакому банку не советовал. В краткосрочном плане ухудшения не будет. В долговременном плане - да, если последует падение спроса, то это может на нас повлиять.

Евгений Юрьев, президент российской инвестиционной компании "АТОН"

1. Паника потому, что рынки живут эмоциями, ожиданиями. Реальные изменения в экономике, конечно, определяют динамику рынка, но рынок живет как бы сам по себе. Фон психологических ожиданий и до терактов в США был не из лучших - стагнация, долгая борьба с ней, пробуксовка - это тоже накопление отрицательных эмоций. И тут такой мощный удар. Я не скажу, что это удар по крышке гроба мировой экономики, но тем не менее это шок, вызывающий закономерную реакцию рынка.

Еще одно обстоятельство. На рынок давило одно из тяжких ожиданий, проистекающих из того, что в Америке существовал сценарий ответных военных действий. Это означало войну, причем широкомасштабную, и связанную с этим нагрузку на американскую экономику, переоценку многих ценностей. И только в ночь со вторника на среду стало ясно, что военно-оборонительная концепция теряет смысл - у террористов всегда наготове новые методы действий, против которых армия бессильна. Это тоже шок, шок бессилия. И рынок реагировал на возможные худшие сценарии.

2. Мой прогноз исходит из двух вариантов. Первый - если атаки террористов не повторятся, то это позволит нормально открыть торговлю на американских площадках. В таком случае все будет постепенно приходить в норму.

3. Россия, несмотря на все положительные моменты, не может расти в отрыве от мировой экономики. И даже нефтяная конъюнктура не поможет избежать определенных трудностей. Мое мнение: рынок упадет на 5-10% за неделю. Если же теракты возобновятся, начнутся ответные боевые действия и всемирная истерика, то нас ожидает падение на 25-30% и долгое-долгое топтание на месте.

Александр Шохин, руководитель комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам Госдумы

1. Террористический налет был осуществлен прежде всего на центр финансовой жизни - фактически на Уолл-стрит, поскольку Центр международной торговли расположен в двух шагах от Нью-Йоркской фондовой биржи, в двух шагах от штаб-квартир крупнейших банков, например "Чейз Манхэттен". Здание банка "Саломон" вообще рухнуло от детонации. Поэтому есть и прямое воздействие на центр экономической жизни. Это во-первых. Во-вторых, речь идет о степени безопасности крупнейшей мировой экономической державы: в состоянии ли она в будущем противостоять террористическим атакам, либо они будут началом некой необъявленной войны против Соединенных Штатов. Поэтому оценка дается перспективам развития американской экономики в целом. Отсюда такой мультипликативный эффект, связанный с пессимистическими прогнозами, которые делались и до этого, - о стагнации американской экономики, возможном снижении курса доллара и так далее. Все пессимистические прогнозы после вчерашних событий делаются более реальными. Далее надо иметь в виду, что спад в американской экономике сможет спровоцировать и глобальный экономический кризис в тех странах которые и так, что называется, еле-еле дышат. Кроме того, есть еще один канал воздействия, связанный с тем, что центр международного терроризма - Ближний и Средний Восток, а именно эти регионы являются нефтепроизводящими и экспортирующими странами. Стало быть, в случае симметричного или асимметричного ответа со стороны США по центрам терроризма неизбежно повышение и устойчивое сохранение на высоком уровне цен на нефть. Это также может сказаться на ситуации в экономике ведущих стран и спровоцировать спад. Естественно, нефтепроизводящие страны, такие, как Россия, от этого могут только выиграть. Но тем не менее в целом эти обстоятельства позволяют говорить о серьезном воздействии террористического удара на мировую экономику.

2. Дальше все будет зависеть от того, как будет развиваться ситуация. Будут ли новые атаки, или они будут перенесены на территорию других стран - в Европу, в Россию в том числе, каков будет ответ - симметричным или асимметричным, удастся ли чисто психологически спровоцировать и запустить спусковые крючки кризиса мировой экономики, либо психология здесь не возобладает и будут действовать объективные экономические закономерности, и так далее. Прогноз делать довольно сложно. Всякое может быть. Сценарии возможного развития могут быть самыми различными.

3. На России это скажется в той мере, в какой будут действовать факторы, которые я уже назвал: будет ли террор на нашей территории, будет ли влияние спада, высоких мировых цен, или это влияние будет скомпенсировано снижением спроса из-за спада. Но это вопрос довольно сложный: для анализа надо выстраивать таблицу воздействия тех или иных факторов. Но в целом можно говорить о том, что ничего хорошего, конечно, ни для кого из этого не будет.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Дистанционное голосование массированно протестируют на низовых выборах

0
443
Судебная система России легко заглотила большого генерала

Судебная система России легко заглотила большого генерала

Иван Родин

По версии следствия, замглавы Минобороны Иванов смешал личные интересы с государственными

0
708
Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Екатерина Трифонова

Принимать решения без присутствия всех сторон процесса получается не всегда

0
500
Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

0
288

Другие новости