0
475
Газета Экономика Печатная версия

13.03.2007

Резервный фонд готов к разделу

Тэги: тихомиров, минфин, стабфонд, кудрин


Не успел президент Путин опубликовать свое Бюджетное послание, как ведомства изготовились к спору о будущем Резервного фонда, который придет на смену нынешнему Стабфонду. Как заявил вчера замглавы департамента макроэкономического прогнозирования Минэкономразвития Олег Засов, «по нашим расчетам, значительная часть резервов может быть потрачена на инвестиции внутри страны». По его словам, к 2010 году объем импорта почти сравняется с экспортом, из-за чего Россия освободится от избыточного притока валюты и, естественно, от необходимости ее стерилизации на счетах нынешнего Стабфонда. В связи с этим, как считают в МЭРТе, правительство должно сократить темпы накопления резервов, а освободившиеся средства пустить на инвестиционные и инфраструктурные проекты.

Объявленная вчера позиция ведомства Германа Грефа прямо противоречит планам Минфина, который хочет увеличивать резервы вместе с ростом ВВП, сохраняя при этом их нынешнюю величину на уровне 10% валового внутреннего продукта. Между тем борьба Алексея Кудрина за этот рубеж, по мнению многих экономистов, основана больше на произвольных допущениях, чем на конкретных сценарных расчетах. Как известно, в момент создания Стабфонда в 2004 году Минфин столь же убедительно доказывал необходимость создания резерва величиной 500 млрд. руб. – то есть около 3% тогдашнего ВВП.

«Соглашаясь на словах с прогнозами падения нефтяных цен, Минфин в действительности хочет сохранить все нынешние механизмы стерилизации нефтедолларов и отношение резервов к ВВП, – предполагает главный экономист ФК «Уралсиб» Владимир Тихомиров. – Размеры будущего Резервного фонда будут основаны на весьма неточных макроэкономических прогнозах, и поэтому любое соотношение резервов с ВВП будет основано только на политическом решении». Основная проблема российского бюджета, по словам эксперта, состоит в усилении его зависимости от неустойчивых мировых цен на нефть, тогда как все прогнозы Минфина предполагают ослабление этой зависимости. «Нефтегазовый экспорт обеспечивает сегодня около половины расходов федерального бюджета, то есть 8–9% ВВП, и эти доходы могут сократиться более чем вдвое при падении мировых цен, – поясняет Тихомиров. – Поэтому необходимая страховка бюджета не может превышать 4–5% ВВП. В то же время Кудрин исходит из концепции «страхового полиса на три года», и поэтому в его планах резервы должны сохраняться на уровне 10% ВВП». Позицию Минфина разделяет и аналитик Экономической экспертной группы Елена Лебединская. По ее словам, ошибка МЭРТа состоит в попытке разделения страховых и стерилизационных функций Стабфонда, которые на самом деле отделить невозможно. «Даже если необходимость стерилизации и отпадет, то из этого вовсе не следует, что нужно тратить «защитную подушку» наших резервов, – считает эксперт. – Кроме того, особой эффективности государственных инвестиций до сих пор не наблюдалось, и вряд ли эта ситуация изменится в будущем┘»


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Кудрин поставил России три условия

Кудрин поставил России три условия

Анастасия Башкатова

Отечественной экономике не хватает трудовых ресурсов, инвестиций и роста производительности труда

0
1333
Профицит консолидированного бюджета субъектов РФ в 2018 году составил 505 млрд руб. - Минфин

Профицит консолидированного бюджета субъектов РФ в 2018 году составил 505 млрд руб. - Минфин

0
881
Бюджетные средства уходят на бесполезную скупку валюты

Бюджетные средства уходят на бесполезную скупку валюты

Анастасия Башкатова

Главной функцией правительства все больше становится вывод капитала

0
2815
Государство превратило граждан в новую нефть (2)

Государство превратило граждан в новую нефть (2)

На фоне снижения доходов населения решено повышать налоги, акцизы и сборы

0
7414

Другие новости

Загрузка...
24smi.org