0
1326
Газета Экономика Интернет-версия

18.10.2007 00:00:00

Невиртуальные риски России

Тэги: инвестиции


инвестиции Иностранные инвесторы приходят в Россию с оглядкой на пути отступления.
Фото Петра Кассина (НГ-фото)

Финансовый ущерб от экономических преступлений в России за два года вырос более чем в четыре раза. В результате она оказалась на последнем месте по этому показателю среди 40 стран мира, позади Китая, Кении и ЮАР. К таким выводам пришли аналитики PriceWaterhouseCoopers (PWC) на основе опроса руководителей более 5400 компаний, работающих в разных странах мира.

Вчера PWC обнародовала результаты IV Всемирного обзора экономических преступлений, проведенного в период с мая по сентябрь 2007 года. Обзор проводится раз в два года, но итоги последнего для России оказались обескураживающими: почти 60% отечественных российских компаний стали жертвами экономических преступлений. В мире этот показатель составляет всего 43%, а в странах Восточной Европы 50%.

В рамках исследования были опрошены руководители более чем 5,4 тыс. компаний, в том числе – 125 ведущих российских. Исходя из анализа результатов этого опроса, прямой ущерб от экономических преступлений в мире составил 4,2 млрд. долл. При этом назвать хотя бы приблизительную цифру

потерь российского бизнеса партнер, руководитель группы Форензик в Централь-ной и Восточной Европе компании PriceWaterhouseCoopers Роджер Стенли затруднился. А старший менеджер компании Ирина Новикова пояснила «НГ», что формат исследования этого не предполагал, но если бы анализ был проведен, то цифра получилась бы «ошеломляющая». Дело в том, что в России всего за два года средний уровень прямого финансового ущерба увеличился с 3,4 млн. долл. до 12,8 млн. долл. – почти в четыре раза. Согласно данным опроса, ущерб большинства российских компаний от экономических преступлений превышает 1 млн. долл., а 20% компаний потеряли более 10 млн. долл. Исследование PWC разрушает исключительно благостную картину инвестиционной привлекательности России. В то время как российские чиновники заявляют о необычайно высоком росте инвестиций в страну и превозносят его значение, иностранцы, хотя и вкладывают свои деньги в Россию, считают эти инвестиции довольно рискованными. Не случайно большая часть этих денег – это портфельные инвестиции, а не вложения в создание собственных производств. Такое качество инвестиций имеет как минимум два недостатка. Оно не только не сопровождается массированным притоком передовых технологий, но еще и грозит стране финансовыми проблемами. Портфельные инвестиции носят спекулятивный характер и довольно быстро выводятся за границу в случае возникновения каких-то проблем на местных или мировых финансовых рынках.

Любопытно, что бизнес по-прежнему считает главной угрозой для себя коррупцию и взяточничество, о чем заявила треть респондентов. Однако исследование показало, что сегодня на первом месте стоит другой вид экономических преступлений – присвоение активов (43%). Коррупция и взяточничество занимают вторую строчку – 34% от общего числа преступлений такого рода. Еще одна тревожная для отечественного бизнеса тенденция – рост числа экономических преступлений, совершаемых сотрудниками компаний. В 2007 году таких преступлений выявлено 38% против 13% двумя годами ранее. Причем почти половина лиц, совершающих экономические преступления в отношении своей компании, занимают руководящие посты. И по этому показателю Россия опять-таки в два раза опережает другие страны мира. Согласно выводам, приведенным в исследовании компании, можно представить себе портрет среднестатистического экономического преступника-россиянина. Это топ-менеджер в возрасте от 31 до 40 лет, имеющий высшее образование. Причем среди этой категории злоумышленников преобладают мужчины, совершающие 89% экономических преступлений.

Впрочем, с подобного рода рейтингами и исследованиями согласны далеко не все эксперты. «Честно говоря, говорить о столь радикальном ухудшении ситуации я бы не стал, – пояснил «НГ» гендиректор компании «ФинЭкспертиза» Агван Микаелян. – В своей работе мы также общаемся с представителями и руководителями массы компаний, и, по нашим ощущениям, глобального ухудшения, тем более в четыре раза, нет». Вероятно, предположил эксперт, у PWC по отношению к России сквозит явная обида за последние претензии налоговиков по «делу ЮКОСа». «С другой стороны, увеличение государственного сектора в экономике, что мы сегодня наблюдаем, влечет к увеличению коррупции, но, повторюсь, говорить о неком резком ухудшении ситуации с коррупцией и экономическими преступлениями, я бы не стал», – уточнил Микаелян. К тому же и в выводах самой PWC столь мрачные итоги и выводы были отчасти смягчены: ухудшение статистики, по мнению компании, «отражает рост прозрачности и усиление внутреннего контроля в компаниях».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Российские туристы голосуют кошельком за частный сектор

Российские туристы голосуют кошельком за частный сектор

Ольга Соловьева

К 2030 году видимый рынок посуточной аренды превысит триллион рублей

0
568
КПРФ делами подтверждает свой системный статус

КПРФ делами подтверждает свой системный статус

Дарья Гармоненко

Губернатор-коммунист спокойно проводит муниципальную реформу, которую партия горячо осуждает

0
524
Страны ЕС готовят полный запрет российского нефтяного экспорта через балтийские порты

Страны ЕС готовят полный запрет российского нефтяного экспорта через балтийские порты

Михаил Сергеев

Любое судно может быть объявлено принадлежащим к теневому флоту и захвачено военными стран НАТО

0
775
Британия и КНР заключили 10 соглашений в ходе визита Кира Стармера в Пекин

Британия и КНР заключили 10 соглашений в ходе визита Кира Стармера в Пекин

0
269