0
1011
Газета Экономика Печатная версия

30.11.2007

Россия теряет транзитные козыри

Тэги: транзит, транспорт, иран


Туркменистан и Казахстан приступают сегодня к строительству железной дороги в Иран, которая даст им выход к Персидскому заливу. Новый маршрут призван снизить зависимость стран Центральной Азии от российского железнодорожного транзита.

Вчера премьер Казахстана Карим Масимов заявил, что его страна заинтересована в новых железнодорожных маршрутах экспорта – через Азербайджан и Грузию с выходом к Черному морю, а также через Иран с выходом к Персидскому заливу. Двумя днями ранее Министерство железных дорог Туркмении также объявило о начале строительства своего участка железной дороги, которая соединит Казахстан и Туркменистан с сетью железных дорог Ирана. Российские эксперты считают, что новый транспортный коридор лишает Россию важных транзитных козырей на переговорах с этими странами.

«Правительственная делегация во главе с министром энергетики Сауатом Мынбаевым отправилась в Туркменистан, где завтра состоится закладка камня в основание строительства новой железной дороги из Казахстана через Туркмению в Иран», – заявил в четверг Масимов на Втором казахстанском зерновом форуме. Напомним, что принципиальная договоренность о прокладке железной дороги была достигнута в октябре на саммите прикаспийских государств в Тегеране. Соответствующее соглашение тогда подписали президенты Туркменистана, Ирана и Казахстана - Гурбангулы Бердымухамедов, Махмуд Ахмадинежад и Нурсултан Назарбаев. По словам Масимова, строительство дороги дает дополнительные возможности Казахстану по экспорту и импорту своей продукции.

Новый железнодорожный маршрут будет проложен от казахской станции Узень до туркменских Берекет, Этрек и Гурген, где он соединится с иранскими железными дорогами. Строительство нового участка длиной почти 800 км, по первоначальным расчетам, должно занять около пяти лет. Впрочем, вчера Карим Масимов поручил сократить сроки строительства до двух-трех лет. После ввода в эксплуатацию магистраль сможет пропускать ежегодно от 8 до 12 млн. тонн грузов. Новый маршрут будет примерно на 600 км короче существующего, который проходит через Узбекистан, и сократит время нахождения грузов в пути почти на двое суток.

«Все ищут альтернативу в получении энергоресурсов. Поэтому наша задача состоит в том, чтобы вывести углеводородное сырье на международные рынки», – поясняет Назарбаев планы строительства. «Нужно привлечь инвестиции, чтобы поднять запасы углеводородных ресурсов из недр, для чего необходима стабильность в государствах и транспортные пути: это маршрут Туркмения–Казахстан–Россия, следующий маршрут - в Китай, третий маршрут – через Иран к Персидскому заливу, и мы не исключаем использование каспийского транспортного коридора», – утверждает казахстанский президент.

«Новый транспортный коридор – это логическое продолжение политики диверсификации связей, которое уже обеспечило Казахстану первое место в СНГ по притоку иностранных инвестиций на душу населения со 123 долларов в 1999 году до примерно 795 долларов в текущем, а экспорт нефти при этом вырос с 8 миллионов тонн в 1996 году до 59 миллионов тонн в 2007 году», – говорит аналитик Альфа-банка Ринат Гайнуллин. По словам эксперта, Казахстан будет экспортировать по новой железной дороге металлы, нефть и нефтепродукты, а также пшеницу. Обратную загрузку магистрали могут обеспечить иранские предприятия химической промышленности, а также иранские продукты питания и ширпотреб, способные соответствовать стандартам международного уровня. «Это геополитическая борьба за контроль над энергоресурсами, в которой Россия проигрывает США и Евросоюзу хотя бы потому, что вряд ли может предложить требуемые объемы инвестиций и уровень технологий», – считает Ринат Гайнуллин.

«Российский президент в день подписания соглашения о новом маршруте пообещал присоединить строящуюся магистраль к российской железнодорожной инфраструктуре. Благодаря этому новая линия будет являться частью международного транспортного коридора (МТК) «Север–Юг», часть которого пройдет и по территории России», – говорит эксперт-аналитик отдела исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий Сергей Величков. По его словам, МТК «Север–Юг» через прикаспийские страны создаст один из самых коротких транспортных коридоров для транспортировки грузов из азиатских стран в сторону Европы.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Россия временно ограничит транзит мяса птицы из США в Казахстан

Россия временно ограничит транзит мяса птицы из США в Казахстан

0
188
Россия может начать вести расчеты с Ираном в национальных валютах - Новак

Россия может начать вести расчеты с Ираном в национальных валютах - Новак

  

0
178
В борьбе за терминал в порту Усть-Луга суд проигнорировал интересы государства

В борьбе за терминал в порту Усть-Луга суд проигнорировал интересы государства

Денис Беляков

Предписание ФАС, позволявшее защитить от обесценивания крупный пакет акций логистического комплекса, отменено в арбитраже

0
1037
Высокие цены на газ могут прогнать зиму из Украины

Высокие цены на газ могут прогнать зиму из Украины

НГ-Online

Страна входит в отопительный сезон с рекордным объемом накопленного топлива

0
1908

Другие новости

Загрузка...
24smi.org