0
989
Газета Экономика Печатная версия

30.11.2007

Россия теряет транзитные козыри

Тэги: транзит, транспорт, иран


Туркменистан и Казахстан приступают сегодня к строительству железной дороги в Иран, которая даст им выход к Персидскому заливу. Новый маршрут призван снизить зависимость стран Центральной Азии от российского железнодорожного транзита.

Вчера премьер Казахстана Карим Масимов заявил, что его страна заинтересована в новых железнодорожных маршрутах экспорта – через Азербайджан и Грузию с выходом к Черному морю, а также через Иран с выходом к Персидскому заливу. Двумя днями ранее Министерство железных дорог Туркмении также объявило о начале строительства своего участка железной дороги, которая соединит Казахстан и Туркменистан с сетью железных дорог Ирана. Российские эксперты считают, что новый транспортный коридор лишает Россию важных транзитных козырей на переговорах с этими странами.

«Правительственная делегация во главе с министром энергетики Сауатом Мынбаевым отправилась в Туркменистан, где завтра состоится закладка камня в основание строительства новой железной дороги из Казахстана через Туркмению в Иран», – заявил в четверг Масимов на Втором казахстанском зерновом форуме. Напомним, что принципиальная договоренность о прокладке железной дороги была достигнута в октябре на саммите прикаспийских государств в Тегеране. Соответствующее соглашение тогда подписали президенты Туркменистана, Ирана и Казахстана - Гурбангулы Бердымухамедов, Махмуд Ахмадинежад и Нурсултан Назарбаев. По словам Масимова, строительство дороги дает дополнительные возможности Казахстану по экспорту и импорту своей продукции.

Новый железнодорожный маршрут будет проложен от казахской станции Узень до туркменских Берекет, Этрек и Гурген, где он соединится с иранскими железными дорогами. Строительство нового участка длиной почти 800 км, по первоначальным расчетам, должно занять около пяти лет. Впрочем, вчера Карим Масимов поручил сократить сроки строительства до двух-трех лет. После ввода в эксплуатацию магистраль сможет пропускать ежегодно от 8 до 12 млн. тонн грузов. Новый маршрут будет примерно на 600 км короче существующего, который проходит через Узбекистан, и сократит время нахождения грузов в пути почти на двое суток.

«Все ищут альтернативу в получении энергоресурсов. Поэтому наша задача состоит в том, чтобы вывести углеводородное сырье на международные рынки», – поясняет Назарбаев планы строительства. «Нужно привлечь инвестиции, чтобы поднять запасы углеводородных ресурсов из недр, для чего необходима стабильность в государствах и транспортные пути: это маршрут Туркмения–Казахстан–Россия, следующий маршрут - в Китай, третий маршрут – через Иран к Персидскому заливу, и мы не исключаем использование каспийского транспортного коридора», – утверждает казахстанский президент.

«Новый транспортный коридор – это логическое продолжение политики диверсификации связей, которое уже обеспечило Казахстану первое место в СНГ по притоку иностранных инвестиций на душу населения со 123 долларов в 1999 году до примерно 795 долларов в текущем, а экспорт нефти при этом вырос с 8 миллионов тонн в 1996 году до 59 миллионов тонн в 2007 году», – говорит аналитик Альфа-банка Ринат Гайнуллин. По словам эксперта, Казахстан будет экспортировать по новой железной дороге металлы, нефть и нефтепродукты, а также пшеницу. Обратную загрузку магистрали могут обеспечить иранские предприятия химической промышленности, а также иранские продукты питания и ширпотреб, способные соответствовать стандартам международного уровня. «Это геополитическая борьба за контроль над энергоресурсами, в которой Россия проигрывает США и Евросоюзу хотя бы потому, что вряд ли может предложить требуемые объемы инвестиций и уровень технологий», – считает Ринат Гайнуллин.

«Российский президент в день подписания соглашения о новом маршруте пообещал присоединить строящуюся магистраль к российской железнодорожной инфраструктуре. Благодаря этому новая линия будет являться частью международного транспортного коридора (МТК) «Север–Юг», часть которого пройдет и по территории России», – говорит эксперт-аналитик отдела исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий Сергей Величков. По его словам, МТК «Север–Юг» через прикаспийские страны создаст один из самых коротких транспортных коридоров для транспортировки грузов из азиатских стран в сторону Европы.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


В администрации Трампа появился теневой госсекретарь

В администрации Трампа появился теневой госсекретарь

Игорь Субботин

Джона Керри обвинили в "непристойных" контактах с Ираном

0
1227
Иран может ударить  по США в Пакистане

Иран может ударить по США в Пакистане

Игорь Субботин

Под волну американских санкций попадут шиитские боевики

0
2836
Новый нефтяной картель учредят в декабре

Новый нефтяной картель учредят в декабре

Михаил Сергеев

Россия готова наращивать добычу сырья после введения антииранских санкций

0
1240
Салехи: Цех по производству центрифуг по обогащению урана открыт

Салехи: Цех по производству центрифуг по обогащению урана открыт

0
581

Другие новости

Загрузка...
24smi.org