0
2475
Газета Экономика Печатная версия

07.10.2011

Инновационные билеты дорого обходятся пассажирам

Тэги: метро, билеты, инновации


метро, билеты, инновации Сколько же на самом деле стоит поездка в метро – остается загадкой.
Фото Евгения Зуева (НГ-фото)

Московские власти обсуждают возможность снижения цены проезда в общественном транспорте в случае отказа от нынешних «инновационных» билетов. По их расчетам, сегодня на закупку бланков бесконтактных чипированных билетов метрополитен тратит почти десятую часть своей выручки. Однако компания-производитель полный отказ от действующих сейчас бесконтактных билетов назвала нецелесообразным. Компания уверена, что при любом развитии событий на альтернативный метод оплаты перейдут не более 20% пассажиров.

Выручка Московского метрополитена от перевозки пассажиров, полностью оплачивающих свой проезд, составила в 2010 году примерно 32 млрд. руб. На изготовление проездных билетов метрополитеном затрачивается почти десятая часть выручки. В 2010 году «инновационные» билеты обошлись метрополитену примерно в 2,8 млрд. руб. Такие данные сообщил вчера «НГ» Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы, возглавляемый Николаем Лямовым.

На этом основании столичные чиновники согласились, что стоимость проезда в общественном транспорте действительно вполне можно снизить: «Департамент считает возможным при вводе в эксплуатацию единого транспортного приложения универсальной электронной карты города Москвы исключить из стоимости тарифа стоимость носителя билета и уменьшить провозную плату ГУП «Московский метрополитен» на 8,5%». Экономия для пассажиров составляет около 2,4 руб. Даже имея на руках подобные выкладки, власти пока не торопятся реализовывать их на практике. Однако то, что власти признали, что уже сегодня стоимость проезда в транспорте можно снизить, – своего рода прецедент. Также в департаменте указали на возможность удешевления проезда в наземном транспорте – примерно на 2,4%.

«НГ» не первый раз пытается определить чистую себестоимость проезда в метро (см. «НГ» от 22.09.11). Сделать это оказалось непросто, предприятия и чиновники сообщают противоречивые данные. «Расходы метрополитена на приобретение бланков проездных билетов сегодня составляют 5% от экономически обоснованных затрат. Таким образом, расходы на изготовление бланков в разовом билете составляют 1,4 рубля, на одну поездку в месячном проездном билете – 0,87 рубля», – заявляют представители метро. Однако, по данным компании – производителя проездных билетов «Ситроникс», цена одного бесконтактного билета составляет сегодня не 1 руб., а целых 8,16 руб. И тогда получается, что уже около 30% в стоимости одной поездки в метро приходится на бланк билета.

В Контрольно-счетной палате (КСП) Москвы в выкладках участников рынка противоречий не увидели. В КСП почему-то считают, что тарифы на проезд зависят от выручки транспортного предприятия, а не от стоимости бланка билета. «Производить расчет чистой стоимости поездки в метро, исключая расходы на изготовление бланков билетов, некорректно, так как указанные расходы непосредственно связаны с процессом оказания транспортных услуг», – заявляют представители КСП.

Независимые эксперты уверены: внедрение новых систем оплаты должно снижать стоимость поездки. «Удешевлению проезда в метро способствовало бы массовое внедрение инновационных бесконтактных способов оплаты проезда – это банковские карты, новые электронные карты, оплата через мобильный телефон. Подобные системы оплаты уже давно внедрены в крупнейших мегаполисах мира – Лондоне, Сингапуре. Они позволяют существенно экономить средства пассажиров и избавляют от очередей, характерных для московского метро», – говорит эксперт департамента оценки «2К Аудит – Деловые консультации / Morison International» Петр Клюев. Также вызывает у экспертов сомнение и удобство «инновационных» билетов. «Основная потеря времени пассажирами происходит не в момент прохода через турникет, а в кассе при покупке билета», – отмечает аналитик группы «Развитие» Сергей Шандыбин. Необходимость стоять в очереди в кассу для пассажиров сводит на нет любые преимущества инноваций. Тем более раньше проблемы очередей в кассы в метрополитене не существовало. Но полный отказ от нынешних билетов все же маловероятен. «Если принудительно требовать от всех пассажиров оплаты проезда только по универсальной карте, получится поражение в правах», – замечает председатель правления Флексинвест банка Марина Мишурис.

Директор по маркетингу компании «Ситроникс Микроэлектроника» Карина Абагян вчера сообщила, что о перспективах отказа столичного метрополитена от действующих сейчас билетов компании пока ничего не известно. По ее словам, для современной транспортной системы естественно использовать несколько способов оплаты. Но полный отказ от действующих сейчас проездных билетов был бы нецелесообразным. В компании уверены, что при любом развитии событий альтернативный метод оплаты заинтересует не более 20% пассажиров. Также «Ситроникс» напомнил о преимуществах своих билетов – они более надежные и более «быстрые», чем билеты с магнитной полосой и штрих-кодом.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Зачем тебе центрифуга?

Зачем тебе центрифуга?

Ованес Азнаурян

Почему быть счастливым стыдно

0
2415
А может, и нам полетать?

А может, и нам полетать?

Светлана Разумова

Серьезные мужчины-лесники, малолетние хулиганы и пряный помет

0
253
Первый участок Некрасовской линии метро откроется  к концу года

Первый участок Некрасовской линии метро откроется к концу года

Татьяна Астафьева

Столица продолжает поддерживать рекордные темпы строительства подземки

0
1634
Как обеспечить глобальное технологическое лидерство

Как обеспечить глобальное технологическое лидерство

Владимир Полканов

На форуме NDEXPO-2018 представили прорывные инновации, которые помогут России сохранить конкурентоспособность на мировом рынке

0
976

Другие новости

Загрузка...
24smi.org