0
948
Газета Экономика Печатная версия

25.10.2011

Греческие руины затмили египетские пирамиды

Тэги: туризм


туризм Пляжный отдых за рубежом по-прежнему привлекает россиян.
Фото Айгуль Юсуповой (НГ-фото)

Туристическая отрасль России в целом оправилась от первой волны глобального кризиса и последствий арабской весны. Рост выездного турпотока в 2011 году достиг 15–20% по сравнению с прошлогодними показателями. Такие данные привел вчера глава Ростуризма Александр Радьков. Российские туристы успели переориентироваться с Египта на Грецию, Таиланд и Болгарию. Сегодня у экспертов опасения вызывает не столько падение турпотока, сколько угроза банкротства туркомпаний, которые проводят слишком смелую ценовую политику и не учитывают резких валютных колебаний.

По озвученным главой Ростуризма предварительным оценкам, число поездок россиян на отдых за рубеж увеличилось в этом году на 15–20% по сравнению с прошлым годом. Объем внутреннего туризма увеличился на 10%, а въездного – на 8%. Как пояснил Радьков, зарубежный туризм набирает обороты по нескольким причинам. Прежде всего в этом году появилось много более выгодных по соотношению цена–качество предложений. В некоторых случаях можно говорить даже о демпинге, когда туроператоры – с целью удержаться на рынке и переманить к себе клиентов – предлагают путевки по цене ниже себестоимости. По словам Радькова, демпинговые цены наблюдались на туры в Грецию, в Болгарию, на Крит. «По некоторым европейским направлениям туры порой стоили всего несколько сотен евро, включая авиабилет и проживание», – привел пример Радьков.

Между тем на официальном сайте Ростуризма статистика выездного потока за первое полугодие 2011 года выглядит намного скромнее, чем описывает ее Радьков. Так, рост выездного потока действительно наблюдался, однако он составил не 15–20%, а 12% год к году. Если в первом полугодии 2010 года за рубеж с целью туризма выехали около 5,4 млн. россиян, то в первом полугодии 2011-го – примерно 6,1 млн. человек. Египетское направление потеряло за этот период 57% российского турпотока, Тунис – 40%. Огромный прирост турпотока показала Куба – 106% год к году. Это отголосок как переориентации рынка с Египта на другие страны, так и оптимизации полетных программ, поясняют в Ростуризме. Поток россиян в Таиланд вырос на 87%, в Грецию – на 76%, на Кипр – на 43%, в ОАЭ – на 34%, в Турцию – на 23%. Росли и такие европейские направления, как Болгария – на 34%, Словакия – на 40%, Германия – на 52%, Испания – на 53%. «Однако увеличение турпотоков в количественном выражении еще не означает увеличения с точки зрения прибыли», – замечает глава Ростуризма.

«Зимой структура российского турпотока будет зависеть от социально-политической ситуации в Египте», – предполагают в Ростуризме. Если говорить о времени перелета, то наиболее логичной альтернативой Египту могут оказаться ОАЭ. Но кардинальных изменений на зимнем туристическом рынке Ростуризм все же не ожидает: востребованными, как и всегда, будут пляжные и горнолыжные курорты.

При этом Радьков возлагает большие надежды на внутренний туризм. В 2011 году произошло ключевое событие – туристическая отрасль была фактически приравнена к стратегической отрасли экономики. Летом была утверждена федеральная целевая программа развития внутреннего и въездного туризма на 2011–2018 годы, общий объем финансирования – более 330 млрд. руб, средства федерального бюджета – 96 млрд. руб. Деньги пойдут на развитие инфраструктуры, прежде всего транспортной, потому что именно она, по словам Радькова, тормозит туристический бум России, и на рекламную кампанию по привлечению внимания к отечественным курортам.

Опрошенные «НГ» представители туротрасли заметили, что говорить о массовом ценовом демпинге сейчас нет оснований. Так, гендиректор агентства «Имаго Трэвел» Мария Ращупкина считает, что опасения у Ростуризма скорее всего вызвал известный случай с обанкротившимися крупными туроператорами, такими как «Капитал Тур» и с некоторыми другими, основные турпродукты которых основывались на ценовом демпинге. Но в большинстве своем крупные туроператоры все же «держат цены на одном уровне с незначительной разницей, и в данный момент идет конкуренция за качество услуг, разнообразие турпакетов, о демпинге речи не идет», замечает Ращупкина.

Главное последствие кризиса – не столько банкротство отдельных туроператоров, сколько изменение предпочтений туристов. «Клиенты стали более требовательны, разборчивы, а наличие огромного количества возможностей самостоятельного бронирования отелей, билетов, туров заставляет турфирмы и операторов предлагать более качественный и уникальный продукт», – считает Ращупкина.

Итоги летнего сезона таковы: «Традиционно большой популярностью пользовались курорты Турции, хотя в этом году цены выросли по сравнению с прошлым на 25–30%. В связи с политическими событиями в Египте и Тунисе поток туристов в эти страны значительно сократился. Большой интерес у туристов вызывает Марокко, традиционно спросом пользовались Италия, Испания, Греция, Хорватия, Болгария, – говорит Ращупкина. – На зимний сезон можно не делать прогнозов, уже практически все понятно – это туристические и горнолыжные туры в Европу, это Доминикана, Таиланд, ОАЭ».

Однако часть экспертов считает, что все же туристическая отрасль РФ до сих пор выглядит тревожно. «Российская туриндустрия переживает не лучшие времена. В 2009-м турфирмы пострадали от кризиса, 2010 и 2011 годы не оправдали надежд туроператоров на быстрые темпы роста туристического рынка. В зимний сезон положение турфирм может еще больше ухудшиться. Спрос на осенние и зимние туры опять же пока не оправдывает надежд турфирм», – замечает директор филиала «2К Аудит – Деловые консультации/Морисон Интернешнл» в Санкт-Петербурге Олег Семенов. По его словам, сейчас самый главный негативный фактор – это рост курса доллара и евро по отношению к рублю: «Туры продаются в валюте, поэтому изменение курсов, тем более такое резкое, заставляет потенциальных туристов осторожнее подходить к планированию отдыха. Некоторые потенциальные туристы вообще отказываются от заграничного тура в пользу отдыха в России».

Семенов согласен, что летом этого года действительно наблюдался серьезный демпинг. Он был связан с тем, что туроператоры рассчитывали на гораздо больший турпоток российских граждан за границу, чем он получился в реальности. «Когда туроператоры поняли, что продажи значительно отстают от прогнозов, цены на туры стали стремительно падать, некоторые туроператоры предлагали скидки до 50% от начальной стоимости тура. В итоге увеличилось количество проданных туров, но при этом резко упала рентабельность», – резюмирует эксперт.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Пирожок с черникой

Пирожок с черникой

Игорь Михайлов

Преображенский собор, колбаса и книги для мужчин и женщин по-угличски

0
877
Медины и оазисы Марокко

Медины и оазисы Марокко

Жак Маттеи

Как бедность помогает сохранять историческое наследие

0
914
Прямые поступления от китайского въездного туризма в Россию в 2017 году составили 120 млрд руб.

Прямые поступления от китайского въездного туризма в Россию в 2017 году составили 120 млрд руб.

0
701
Таллин, датский город

Таллин, датский город

Вера Цветкова

По части формы и эстетики эстонцы кому угодно дадут сто очков вперед

0
1468

Другие новости

Загрузка...
24smi.org