0
1957
Газета Экономика Интернет-версия

14.03.2012 00:00:00

России предстоят еще два года бездорожья

Тэги: дороги, транспорт


дороги, транспорт Проблема российских дорог до 2014 года не разрешится.
Фото Алексея Калужских (НГ-фото)

Последствия финансового кризиса для российской дорожной отрасли будут преодолены не раньше 2014 года. А до этого времени увеличить объемы строительства или «восстановить технологические заделы» дорожники не смогут. Такой вывод содержится в материалах «Росавтодора», которые были подготовлены к прошедшей вчера в Москве конференции дорожников. Пока в стране строится не более 300 км федеральных автотрасс в год. Российские граждане считают темпы строительства, стоимость и качество дорог неудовлетворительными. Однако сами дорожники уверены, что через несколько лет ситуация улучшится – прежде всего благодаря возрожденным дорожным фондам.

Ожидать вплоть до 2014 года улучшений в российском дорожном строительстве, судя по всему, не приходится. Такой вывод можно сделать на основе материалов, которые «Росавтодор» подготовил к прошедшей вчера в Москве конференции. «К 2014 году должны быть окончательно преодолены негативные последствия мирового финансового кризиса 2009–2010 годов, восстановлены технологические заделы при строительстве и реконструкции автомобильных дорог и увеличены объемы ввода объектов в эксплуатацию», – цитирует Интерфакс материалы ведомства.

В 2011 году были введены в эксплуатацию 233 км федеральных дорог, а «с учетом перевода в однополосное исчисление площади покрытия, занятой переходно-скоростными полосами, уширениями, съездами развязок, укрепительными полосами» – 1441 км. Также завершены строительство и реконструкция около 4,7 тыс. пог. м искусственных сооружений. Такие данные привел вчера руководитель «Росавтодора» Анатолий Чабунин.

Как ранее уже сообщал журналистам замруководителя «Росавтодора» Иннокентий Алафинов, диагностика всей дорожной сети показала, что лишь около 44% российских федеральных автомобильных дорог соответствуют нормативным требованиям. Также за прошлый год не удалось снизить стоимость строительства дорог. На километр федеральной дороги уходит, по словам Алафинова, от 100 млн. до 4 млрд. руб., на километр сельской дороги – от 14 до 28 млн. руб. Всего в 2011 году на дороги было потрачено 710 млрд. руб. – на 130 млрд. больше, чем в 2010 году.

У дорожников – большие планы на будущее. В 2012 году «Росавтодор» ожидает ввод в эксплуатацию около 293 км федеральных дорог (на 26% больше, чем в 2011 году), в 2013 году ожидается ввод 334 км федеральных трасс, а в 2014 году – уже 405 км. Надежды на оживление отрасли «Росавтодор» связывает с возрождением в стране дорожных фондов. Созданный в 2011 году федеральный дорожный фонд уже с 2013 года позволит выполнять всю программу ремонта на федеральных дорогах. Финансирование ремонта региональных дорог возьмут на себя региональные фонды. «Уровень их ассигнования составляет порядка 300 миллиардов рублей», – уточняет Алафинов. «Благодаря закону о дорожных фондах, все деньги, которые собираются с пользователя – например, транспортный налог, – не пойдут в бюджет, а будут направлены на дороги», – описывает механизм Алафинов.

Напомним, до кризиса Минтранс уверял граждан, что к 2010 году в России не останется ни одной недостроенной магистрали или моста, завершится модернизация дорожной сети. Министр транспорта Игорь Левитин обещал, что к 2020 году в РФ удастся «реализовать дефицит в 500 тысяч километров», сделано это будет за счет строительства и реконструкции высококачественных федеральных трасс и международных транспортных коридоров. Хотя полностью проблема дефицита дорог за 10–15 лет, конечно, не решится, предупреждал министр. После этих обещаний минуло 5 лет, но о полноценной модернизации дорожной сети говорить не приходится.

«В настоящее время развитие сети дорог и инфраструктуры, к сожалению, не является приоритетным направлением деятельности государства. В России чуть более 550 тысяч километров дорог, из них с асфальтовым покрытием – около 350 тысяч. Остальные – щебеночные, гравийные и грунтовые. Назвать их дорогами в понимании жителя Европы XXI века – очень сложно. Несмотря на огромную территорию, автомобильные дороги сосредоточены в основном вокруг Москвы и Санкт-Петербурга. Строительство дорог в России идет очень низкими темпами. В лучшем случае – лишь около тысячи километров в год. Это катастрофически мало для нашей страны», – комментирует ситуацию директор по развитию бизнеса «Рено Тракс Восток» Алексей Шарапанюк. Для сравнения эксперт привел ситуацию в Китае, где темпы строительства достигают 30 тыс. км многополосных автострад в год, причем строительство ведется с применением таких технологий, которые обеспечивают срок эксплуатации дорог в 20–25 лет. «Чтобы хоть как-то решить проблему дефицита дорог, нужно строить в 10 раз больше. Но при том уровне коррупции и при той стоимости, которые мы имеем на сегодняшний день, выполнить эту задачу очень непросто», – считает Шарапанюк. «Состояние дорожной сети и темпы дорожного строительства – неудовлетворительные. По темпам развития дорог Россия в разы отстает от стран БРИК», – соглашается гендиректор «ШРЕИ Лизинг» Ростислав Футало.

«Доля транспортных затрат в конечной цене на российскую продукцию составляет 15–20%, тогда как в развитых странах этот показатель не превышает 7–10%. И такой высокий процент затрат в России обеспечен как раз неудовлетворительным состоянием дорожного полотна и низкой плотностью дорог», – добавляет ведущий эксперт «Инжиниринговой компании «2К» Сергей Воскресенский.

В то же время эксперт считает, что прогресс в отрасли возможен. «Поступательное движение вперед в отрасли идет. Если в 2000–2005 годах объемы ее финансирования снизились с 2,9% ВВП до 1,1%, то в прошлом году этот показатель вновь вырос – до 1,51%. К 2014 году будет закончена налоговая реформа (перевод транспортного налога в акциз), которая окончательно сформирует базу финансирования. Это позволит отрасли самостоятельно регулировать расходы и планировать развитие», – надеется Воскресенский. Дорожные фонды, по его мнению, в целом должны поддержать отрасль, они помогут снизить зависимость от региональных бюджетов и уберечь строительство дорог от дефицита федерального бюджета. «Доход, который будут получать фонды за счет акцизов на топливо, будет постоянным и прогнозируемым», – считает эксперт.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
686
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
898
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
735
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
603

Другие новости