0
2423
Газета Экономика Печатная версия

24.08.2012

Население не дождется выгод от ВТО

Тэги: вто, пошлины, цены, бизнес


вто, пошлины, цены, бизнес Европейским свиньям открыта дорога на российский рынок.
Фото Reuters

Вчера в связи с официальным вступлением в ВТО Россия приняла новые пошлины на импортную продукцию. Ощутимое снижение пошлин наблюдается, в частности, на ввоз живых свиней, свинины и новых автомобилей. Между тем, судя по всему, население позитивных последствий от вступления России в ВТО будет ждать долго. В краткосрочной перспективе цены не снизятся, а в долгосрочной – ничего пока непонятно. Отечественные сельхозпроизводители бьют тревогу, банкиры намекают, что им снова понадобится господдержка. Грузоперевозчики, казалось бы, полны оптимизма, но тут же указывают на недостаточно развитую инфраструктуру.

С 23 августа в разы снижаются некоторые пошлины. На ввоз живых свиней – с 40%, но не менее 0,5 евро за 1 кг до 5%.

На ввоз свинины в рамках квоты пошлина снизится с 15 до 0%, но не менее 0,25 евро за 1 кг. Пошлина на поставки свинины вне квоты снизится с 75%, но не менее 1,5 евро за 1 кг до 65%. Пошлины на новые легковые автомобили снизятся до 25 с прежних 30%. Однако, как показывает опрос участников рынка, население позитивные последствия от вступления России в ВТО заметит нескоро.

Представители животноводов высказали опасение, что новый таможенный режим принесет отечественным фермерам проблемы. Как пояснил исполнительный директор Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин, последствия от вступления России в ВТО ощутят на себе средне- и низкоэффективные предприятия, фермерские и личные подсобные хозяйства и даже высокоэффективные производства. В случае последних Юшин прогнозирует снижение рентабельности и увеличение сроков окупаемости проектов – «с 6–7 лет до, например, 10–12 лет». В таких условиях ожидаемо снижение инвестиционной активности, потому что неизвестно, будут ли банки кредитовать отрасль как раньше.

Обнуление пошлины на ввоз свинины в рамках квоты дает преимущества импортерам, добавил Юшин. Предложение мяса для потребителей может стать даже избыточным. Не исключено, что это создаст возможности для снижения цен как на импортную, так и на отечественную мясную продукцию для населения.

В то же время исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли Илья Белоновский в беседе с «НГ» отметил, что вступление в ВТО – это долгий процесс с точки зрения тарифов и приспособления к новым экономическим правилам. Он может растянуться на 5–6 лет. «Поэтому в краткосрочном периоде мы не увидим никаких изменений ни с точки зрения цен, ни с точки зрения товаров», – говорит он. Какие-то изменения произойдут лишь в долгосрочной перспективе. Можно ожидать, что увеличится объем товаров для потребителей, ситуация станет более конкурентной, и тогда, возможно, цены начнут корректироваться в сторону понижения. «Потому что конкуренция работает на снижение цен», – поясняет эксперт. Однако случится это не в ближайшей перспективе.

Белоновский высказал от лица ретейлеров обеспокоенность перспективами отечественного сельхозпроизводителя и отметил, что государство должно помочь российским фермерам, чтобы импорт не вымыл с рынка нашу продукцию. Эксперты ожидают ухудшение ситуации с отечественным агропромышленным комплексом по истечении переходного периода, предусмотренного ВТО для России.

Представители торговых комплексов тоже пока не ждут никаких изменений розничных цен. Так, в подмосковном оптово-розничном комплексе «Мытищинская ярмарка» сообщили, что предприниматели, с которыми налажено сотрудничество, «не прогнозируют существенных ценовых колебаний на продукты питания в ближайшие месяцы». По их словам, закупочные цены на мясо-молочную и рыбную продукцию не претерпели сильных изменений в течение месяца, а снижение цен на овощи, которое наблюдалось в ряде случаев, скорее объясняется сезонным фактором, чем внешнеэкономическими причинами.

Высказались о последствиях присоединения к ВТО и другие участники рынка. «Перевозчики встречают вступление России в ВТО радужными надеждами. Мы ожидаем, что благодаря снижению таможенных пошлин снизится стоимость импортных автомобилей. Это существенный фактор», – отмечает гендиректор City Express Алексей Кичатов. Но есть в унификации тарифов в сторону их снижения и своя опасность: не исключено снижение рентабельности бизнеса.

По словам гендиректора Asstra Forwarding Олега Германовича, ожидается рост перевозок товаров повседневного спроса, нарастят объемы и основные российские экспортеры – например, металлурги. В целом рынок международных грузоперевозок может вырасти в 2012 году на 18% по сравнению с 2011 годом, прогнозирует Германович.

«Вступление России в ВТО и, как следствие, снижение пошлин на ряд экспортируемых и импортируемых товаров приведет к увеличению грузопотока между Россией и членами ВТО. Поскольку железные дороги являются основным видом грузоперевозок в России (около 85% грузооборота), логично предположить, что в перспективе двух-трех лет вырастет грузопоток как в страну, так и из страны. Как следствие – вырастет спрос на подвижной состав, в том числе и спрос на специализированные виды подвижного состава», – полагает гендиректор компании «ТрансФин-М» Дмитрий Зотов. Для рынка лизинга это положительный аспект. Однако сдерживающим фактором здесь может стать не рассчитанная на такие объемы перевозок инфраструктура, добавляет он.

Банкиры тоже смотрят в будущее оптимистично, хотя тут же намекают, что банковскому сектору на первоначальном этапе потребуется от государства помощь. «В долгосрочной перспективе вступление в ВТО увеличит качество и линейку предоставляемых банками услуг. Кредитные организации должны стать более прозрачными, что в итоге поможет им привлекать дополнительный иностранный капитал. А это уже позитивно скажется на их развитии, – говорит ведущий специалист банка «Интеркоммерц» Андрей Харинов. – Некоторые риски могут возникнуть на первом этапе вступления в ВТО, когда страна откроет двери для иностранных компаний, у которых есть возможность привлекать более дешевые длинные деньги на Западе, что ставит их в более выгодное положение по сравнению с российскими организациями». Поэтому, считает Харинов, важно помочь банкам на начальном этапе вступления в ВТО, ведь банки кредитуют малый и средний бизнес.

Аналитик Allianz Investments Ариэл Черный делает вывод: малый бизнес, связанный с реализацией товаров и услуг населению, от вступления в ВТО скорее выиграет; проиграют же в основном небольшие отечественные производители, зачастую не имеющие доступа к эффективным технологиям. Так или иначе на исход этой «игры» с ВТО основное влияние окажет именно государственная политика. «Если государство сможет предоставить отечественным компаниям необходимый уровень поддержки, чтобы обеспечить переход к более эффективным технологиям и методам ведения бизнеса и не допустить их банкротства и ухода с рынка, тогда вступление в ВТО окажет долгосрочный положительный эффект на все сектора российской экономики», – говорит Черный.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


У Путина и Медведева разные точки зрения на участие в Давосе

У Путина и Медведева разные точки зрения на участие в Давосе

Игорь Субботин

Президент оставил за представителями российского бизнеса право лететь на Всемирный форум

0
842
Центробанк готовит рынки к повышению ставки

Центробанк готовит рынки к повышению ставки

Ольга Соловьева

В ответ на скачки нефтяных цен и санкции мегарегулятор ударит по реальному сектору экономики РФ

0
908
Бизнес испугался бюджетного кризиса и неуправляемой инфляции

Бизнес испугался бюджетного кризиса и неуправляемой инфляции

Анастасия Башкатова

Российские предприниматели не ощутили пользы от переизбытка денег в казне и резервах

0
861
Нефтяные горки раскачивают рубль

Нефтяные горки раскачивают рубль

Анастасия Башкатова

Опора национальной валюты оказалась временной и ненадежной

0
1362

Другие новости

Загрузка...
24smi.org