0
3082
Газета Экономика Интернет-версия

24.08.2012 00:00:00

Население не дождется выгод от ВТО

Тэги: вто, пошлины, цены, бизнес


вто, пошлины, цены, бизнес Европейским свиньям открыта дорога на российский рынок.
Фото Reuters

Вчера в связи с официальным вступлением в ВТО Россия приняла новые пошлины на импортную продукцию. Ощутимое снижение пошлин наблюдается, в частности, на ввоз живых свиней, свинины и новых автомобилей. Между тем, судя по всему, население позитивных последствий от вступления России в ВТО будет ждать долго. В краткосрочной перспективе цены не снизятся, а в долгосрочной – ничего пока непонятно. Отечественные сельхозпроизводители бьют тревогу, банкиры намекают, что им снова понадобится господдержка. Грузоперевозчики, казалось бы, полны оптимизма, но тут же указывают на недостаточно развитую инфраструктуру.

С 23 августа в разы снижаются некоторые пошлины. На ввоз живых свиней – с 40%, но не менее 0,5 евро за 1 кг до 5%.

На ввоз свинины в рамках квоты пошлина снизится с 15 до 0%, но не менее 0,25 евро за 1 кг. Пошлина на поставки свинины вне квоты снизится с 75%, но не менее 1,5 евро за 1 кг до 65%. Пошлины на новые легковые автомобили снизятся до 25 с прежних 30%. Однако, как показывает опрос участников рынка, население позитивные последствия от вступления России в ВТО заметит нескоро.

Представители животноводов высказали опасение, что новый таможенный режим принесет отечественным фермерам проблемы. Как пояснил исполнительный директор Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин, последствия от вступления России в ВТО ощутят на себе средне- и низкоэффективные предприятия, фермерские и личные подсобные хозяйства и даже высокоэффективные производства. В случае последних Юшин прогнозирует снижение рентабельности и увеличение сроков окупаемости проектов – «с 6–7 лет до, например, 10–12 лет». В таких условиях ожидаемо снижение инвестиционной активности, потому что неизвестно, будут ли банки кредитовать отрасль как раньше.

Обнуление пошлины на ввоз свинины в рамках квоты дает преимущества импортерам, добавил Юшин. Предложение мяса для потребителей может стать даже избыточным. Не исключено, что это создаст возможности для снижения цен как на импортную, так и на отечественную мясную продукцию для населения.

В то же время исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли Илья Белоновский в беседе с «НГ» отметил, что вступление в ВТО – это долгий процесс с точки зрения тарифов и приспособления к новым экономическим правилам. Он может растянуться на 5–6 лет. «Поэтому в краткосрочном периоде мы не увидим никаких изменений ни с точки зрения цен, ни с точки зрения товаров», – говорит он. Какие-то изменения произойдут лишь в долгосрочной перспективе. Можно ожидать, что увеличится объем товаров для потребителей, ситуация станет более конкурентной, и тогда, возможно, цены начнут корректироваться в сторону понижения. «Потому что конкуренция работает на снижение цен», – поясняет эксперт. Однако случится это не в ближайшей перспективе.

Белоновский высказал от лица ретейлеров обеспокоенность перспективами отечественного сельхозпроизводителя и отметил, что государство должно помочь российским фермерам, чтобы импорт не вымыл с рынка нашу продукцию. Эксперты ожидают ухудшение ситуации с отечественным агропромышленным комплексом по истечении переходного периода, предусмотренного ВТО для России.

Представители торговых комплексов тоже пока не ждут никаких изменений розничных цен. Так, в подмосковном оптово-розничном комплексе «Мытищинская ярмарка» сообщили, что предприниматели, с которыми налажено сотрудничество, «не прогнозируют существенных ценовых колебаний на продукты питания в ближайшие месяцы». По их словам, закупочные цены на мясо-молочную и рыбную продукцию не претерпели сильных изменений в течение месяца, а снижение цен на овощи, которое наблюдалось в ряде случаев, скорее объясняется сезонным фактором, чем внешнеэкономическими причинами.

Высказались о последствиях присоединения к ВТО и другие участники рынка. «Перевозчики встречают вступление России в ВТО радужными надеждами. Мы ожидаем, что благодаря снижению таможенных пошлин снизится стоимость импортных автомобилей. Это существенный фактор», – отмечает гендиректор City Express Алексей Кичатов. Но есть в унификации тарифов в сторону их снижения и своя опасность: не исключено снижение рентабельности бизнеса.

По словам гендиректора Asstra Forwarding Олега Германовича, ожидается рост перевозок товаров повседневного спроса, нарастят объемы и основные российские экспортеры – например, металлурги. В целом рынок международных грузоперевозок может вырасти в 2012 году на 18% по сравнению с 2011 годом, прогнозирует Германович.

«Вступление России в ВТО и, как следствие, снижение пошлин на ряд экспортируемых и импортируемых товаров приведет к увеличению грузопотока между Россией и членами ВТО. Поскольку железные дороги являются основным видом грузоперевозок в России (около 85% грузооборота), логично предположить, что в перспективе двух-трех лет вырастет грузопоток как в страну, так и из страны. Как следствие – вырастет спрос на подвижной состав, в том числе и спрос на специализированные виды подвижного состава», – полагает гендиректор компании «ТрансФин-М» Дмитрий Зотов. Для рынка лизинга это положительный аспект. Однако сдерживающим фактором здесь может стать не рассчитанная на такие объемы перевозок инфраструктура, добавляет он.

Банкиры тоже смотрят в будущее оптимистично, хотя тут же намекают, что банковскому сектору на первоначальном этапе потребуется от государства помощь. «В долгосрочной перспективе вступление в ВТО увеличит качество и линейку предоставляемых банками услуг. Кредитные организации должны стать более прозрачными, что в итоге поможет им привлекать дополнительный иностранный капитал. А это уже позитивно скажется на их развитии, – говорит ведущий специалист банка «Интеркоммерц» Андрей Харинов. – Некоторые риски могут возникнуть на первом этапе вступления в ВТО, когда страна откроет двери для иностранных компаний, у которых есть возможность привлекать более дешевые длинные деньги на Западе, что ставит их в более выгодное положение по сравнению с российскими организациями». Поэтому, считает Харинов, важно помочь банкам на начальном этапе вступления в ВТО, ведь банки кредитуют малый и средний бизнес.

Аналитик Allianz Investments Ариэл Черный делает вывод: малый бизнес, связанный с реализацией товаров и услуг населению, от вступления в ВТО скорее выиграет; проиграют же в основном небольшие отечественные производители, зачастую не имеющие доступа к эффективным технологиям. Так или иначе на исход этой «игры» с ВТО основное влияние окажет именно государственная политика. «Если государство сможет предоставить отечественным компаниям необходимый уровень поддержки, чтобы обеспечить переход к более эффективным технологиям и методам ведения бизнеса и не допустить их банкротства и ухода с рынка, тогда вступление в ВТО окажет долгосрочный положительный эффект на все сектора российской экономики», – говорит Черный.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
453
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
564
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
477
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
391

Другие новости