0
3213
Газета Экономика Интернет-версия

22.05.2013 00:01:00

Банкам предрекают сокращение доходов

Тэги: экономика, банки, кредит, кризис


экономика, банки, кредит, кризис Эксперты S&P называют российское правительство стабильным и авторитарным. Фото Reuters

Замедление экономики ударит по кредитованию и приросту банковских вкладов, а также снизит качество кредитных портфелей банков и общую рентабельность сектора. Так считают в рейтинговом агентстве Standard & Poor’s, котрое опубликовало вчера доклад о рисках российских банков. По прогнозам агентства, рост ВВП РФ замедлится до 3% в 2013–2014 годах, а темпы прироста кредитов снизятся до 15–18%.
«Бурный рост кредитования в последние два года не пройдет бесследно для качества активов банков, и доля проблемных кредитов вырастет с 6,9% в прошлом году до 7,2% в нынешнем», – считает аналитик Standard & Poor’s (S&P) Ирина Велиева. «Отчисления в резервы на возможные потери составят при базовом сценарии 665 миллиардов рублей – в полтора раза больше, чем в 2012 году», – уточнила она.
При этом большая часть резервов – около 402 млрд. – придется на кредиты населению, которые росли в три раза быстрее корпоративных. Что, в свою очередь, приведет к снижению прибыльности банков. По прогнозам агентства, рентабельность сектора упадет до 16% с 16,5% в 2012 году.
Standard & Poor’s относит банковский сектор РФ к группе 7 по уровню отраслевых и страновых рисков (Banking Industry Country Risk Assessment – BICRA). Компания не слишком приятная: помимо России к этой группе относятся Португалия, Ирландия, Индонезия и Болгария. Впрочем, агентство объясняет это тем, что экономические риски для банковского сектора России остаются относительно высокими в международном контексте. Сильная зависимость от сырьевых ресурсов, неконкурентоспособность неэкспортных отраслей и низкие темпы проведения экономических реформ остаются основными препятствиями для дальнейшего устойчивого роста.
При этом отраслевые риски в России также остаются более высокими, чем у большинства сопоставимых стран. «С нашей точки зрения, банковское регулирование в России зачастую носит чрезмерно формалистический и усложненный характер, что позволяет некоторым банкам обходить самый «дух закона». После кризиса доминирование госбанков в секторе усилилось. Их существенное влияние на ценообразование и лучший доступ к источникам фондирования искажают рыночную конкуренцию, что негативно влияет на кредитоспособность частных банков». К тому же рублевые заимствования на длительные сроки по-прежнему остаются трудновыполнимой задачей.
«По нашему мнению, факторы, которые способствовали высоким темпам роста в 2000–2008 годах – в первую очередь цены на нефть и газ, – изменились. Мы не прогнозируем значительного роста цен на сырьевые ресурсы, поскольку темпы роста мировой экономики замедляются, – считают авторы доклада. – Поэтому, на наш взгляд, темпы роста российской экономики снизятся в 2013 году примерно до 3%, а в 2014–2015 годах рост будет немногим выше 3% вследствие многочисленных структурных ограничений. Основными причинами этого остаются сырьевая направленность экономики, неконкурентоспособность обрабатывающей промышленности на мировом рынке и медленное продвижение экономических реформ».
К тому же, как отмечает S&P, в общей структуре российского экспорта нефть и нефтепродукты составляют около 50% или даже все 80% при условии включения природного газа и металлов. Из-за столь высокой степени концентрации российская экономика и бюджет весьма чувствительны к циклическим изменениям цен на сырьевые товары. Изменение цены на нефть на 10 долл. за баррель приведет к изменению доходов правительства на 1,4% ВВП. К числу других проблем, с которыми сталкивается Россия, относятся сильная роль государства в экономике, слабые инвестиционный климат и бизнес-среда, наличие региональных монополий, недостаточно развитая конкурентная среда, восприятие уровня коррупции как высокого и старение населения.
Иностранные эксперты не увидели в России значительных политических рисков и считают нынешнее правительство стабильным. «Политический риск не оказывает прямого влияния на нашу оценку российской экономической устойчивости. Федеральное правительство достаточно автократично, централизованно и вместе с тем стабильно. Мы считаем, что для политической и институциональной системы России характерны слабая система сдержек и противовесов и недостаточная прозрачность системы управления», – пишут аналитики S&P. Впрочем, они признают, что «недовольство определенной части населения России правительством, выражающееся в подъеме протестного движения, может свидетельствовать об изменении политического климата».
Как отмечает директор Центра развития Высшей школы экономики (ВШЭ) Наталья Акиндинова, согласно консенсус-прогнозу независимых экспертов, среднегодовой темп роста ВВП в 2014–2016 годах оценивается в 3%. «Вместе с тем на состоявшемся на прошлой неделе заседании правительства в качестве основного рассматривался прогноз, предполагающий ускорение роста экономики в ближайшие три года до 3,7–4,2%, – отмечает она. – Если именно такие темпы будут заложены в бюджетную конструкцию на ближайшую трехлетку, то более чем вероятное недостижение прогнозных показателей обернется повторением ситуации текущего года, когда ожидаемый недобор ненефтегазовых доходов подвергает риску всю бюджетную конструкцию как на федеральном, так и на региональном уровне».
Впрочем, по ее словам, правительство не теряет надежды разогнать рост экономики если не в текущем году, так в следующем. В апреле–мае этому вопросу был посвящен ряд совещаний на высшем уровне, однако рецепт ускорения пока не найден.
Тем временем все разговоры об улучшении инвестиционного климата не продвигаются дальше красивых и правильных слов. «Амнистия предпринимателей, которую пробивает бизнес-омбудсмен Борис Титов, была бы шагом в верном направлении, однако на другой чаше весов – рост активности силовиков в «разоблачении мошенников и коррупционеров» в предпринимательской среде как с политической подоплекой, так и без нее, – сетует Акиндинова. – Для экономики было благом, если бы контролирующие органы и особенно силовые структуры на несколько лет оставили бы в покое предпринимательский сектор (например, путем объявления моратория на проведение проверок). К сожалению, рассчитывать на это в нынешних условиях так же трудно, как на реформу правоохранительной и судебной системы».
Что же касается банковского кризиса, то, как отмечает научный сотрудник Центра развития ВШЭ Дмитрий Мирошниченко, никакой опасности пока нет, несмотря на рост задолженности по кредитным картам. «Учитывая большую рискованность «карточных» кредитов, в «красной зоне» оказываются в первую очередь те банки, которые специализируются именно на этом виде кредитования, – отмечает он. – Что касается банковской системы в целом, то задолженность населения по кредитам составляет всего-навсего 1,6% от ее активов, то есть сегодня эти операции не несут никакого системного риска.     

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
798
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1054
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
843
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
688

Другие новости