0
2936
Газета Экономика Печатная версия

19.06.2013 00:01:00

Российские интернет-пираты обратили на себя внимание британской полиции

Сырой закон о защите интеллектуальных прав не сделает легальный контент доступнее

Тэги: пиратство, авторское право


пиратство, авторское право Далеко не все зрители после законодательного запрета на скачивание фильмов пойдут в кинотеатр. Фото Арины Салевич

Проблема интернет-пиратства в России волнует международное сообщество. Необходимо не только совершенствование российского законодательства, но и взаимодействие юрисдикций разных стран для решения проблемы. На это вчера указали юристы, представители иностранных рекорд-компаний, а также сотрудники Национального разведывательного бюро полиции Лондона на специальном семинаре, организованном департаментом торговли и инвестиций Великобритании. Между тем эксперты признали, что корень зла кроется не в одном только законодательстве, но и во всей социально-экономической ситуации в стране. Не каждая семья может позволить себе ежемесячное посещение кинотеатров, концертов, покупку лицензионных изданий. Плюс к этому система безналичных расчетов в РФ не развита должным образом.

Поводом для семинара стал принятый на днях российской Госдумой в первом чтении законопроект о борьбе с пиратством в Интернете. Как следует из пояснительной записки, законопроект «вводит институт предварительных обеспечительных мер защиты интеллектуальных прав» в Интернете. Также он предполагает, что «информационному посреднику могут быть предъявлены требования об удалении информации, нарушающей исключительные права, или об ограничении доступа к ней». Планируется, что подобными делами будет заниматься Мосгорсуд.

Российский рынок – один из крупнейших в мире для реализации аудио- и видеопродукции. По количеству интернет-пользователей РФ находится на пятом месте. И вполне логично, что проблема российского интернет-пиратства тревожит не только отечественных исполнителей и правообладателей, но и иностранных.

На проведенном вчера специальном семинаре много говорилось об успешном международном опыте в борьбе с пиратством. Ряду стран удалось за счет организационных и законодательных мер простимулировать рынок к легальному обороту аудио- и видеопродукции. Управляющий партнер юридической компании «Тулубьева, Осипов и партнеры» Виктор Осипов привел примеры. В Южной Корее в 2009 году был принят закон, предусматривающий досудебные варианты решения проблемы, обеспечительные меры в судах, технические действия по блокированию сайтов нарушителей. «Так, за пять месяцев 2013 года в Корее было заблокировано 10 сайтов – местных и иностранных, на которых было размещено 2 миллиона аудио- и кинофайлов, – говорит Осипов. – Всего было выслано около 100 тысяч предупреждений пользователям, незаконно скачивающим контент». Во Франции благодаря аналогичным законодательным инициативам количество пользователей незаконных сайтов снизилось на треть. Как показывает опыт других стран, после первого предупреждения, присланного пользователям незаконных сайтов, обычно более 90% отказываются от нелегального скачивания фильмов и музыки.

Россия нуждается в законе, который бы учитывал положительный международный опыт, подчеркивает Осипов. Со стороны британских экспертов и правоохранителей прозвучал призыв к партнерству в борьбе с интернет-пиратством.

«Уже одно появление законопроекта и принятие его в первом чтении привели к тому, что некоторые интернет-ресурсы пытаются сейчас вычистить свое содержание от пиратских файлов. Закон может улучшить ситуацию», – надеется Осипов. Однако не обошлось вчера и без критики законопроекта. «Он вызывает нарекания со стороны интернет-индустрии и нуждается в усовершенствовании с точки зрения законодательной техники», – указывает Осипов. Возникают сомнения в его практической реализации и в обоснованности передачи дел Мосгорсуду. Не секрет, что суды часто оказываются неповоротливыми и неоперативными структурами, в идеале проблемами пиратства должен заниматься специализированный орган, обращает внимание Осипов.

Ведущий аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций Карен Казарьян добавил, что по законопроекту интернет-компании будут вынуждены взять на себя роль премодерации контента, они должны будут самостоятельно выполнять за правообладателей и правоохранителей работу по поиску пиратов. Кроме того, «сегодняшний закон защищает только фильмы, сериалы и музыку». «С одной стороны, это не случайно, потому что если его распространить на все объекты авторского права, то суды могут завалить подобными делами, – замечает Казарьян. – Но, с другой стороны, несколько странно, что не все создатели, не все люди, зарабатывающие интеллектуальным трудом, равны перед законом».

Иностранные эксперты, выступающие на семинаре, указали на важность законодательных изменений, однако признали, что корень зла кроется не столько в устаревшем законодательстве, сколько в самой социально-экономической ситуации в России. Так, продюсер и консультант по развитию киноиндустрии Элби Джеймс обратил внимание на проблему низких зарплат и неразвитость системы электронных платежей в РФ. Далеко не каждая семья сможет посещать несколько раз в месяц кинотеатр или концерт, покупать лицензионные издания. Допустим, при зарплате в 25 тыс. руб. в месяц цена трех билетов в кино – а в Москве она может достигать 1200 руб. в выходной день – уже кусается. Для студента такая сумма может оказаться неподъемной. «Да и как можно требовать оплаты видео- или аудиоконтента в Интернете, если в России до сих пор основной способ оплаты товаров и услуг – это наличными?» – задается вопросом Джеймс. Неразвитость инфраструктуры безналичных расчетов, особенно в регионах, тоже тормозит легализацию рынка.

Опрошенные «НГ» эксперты назвали законопроект сырым и призвали законодателей учесть критику. «Задача выявления пиратского контента перекладывается на сами интернет-компании. Например, на YouTube ежесекундно добавляется более полутора часов видеоконтента. Думаю, не стоит комментировать возможность его проверки на наличие пиратской составляющей. Поэтому скорее всего такая критика законодателями будет учтена, – полагает руководитель отдела маркетинга IT-компании Artezio (группа компаний ЛАНИТ) Олег Юдин. – Относительно запрещающих и контролирующих мер достаточно обратить внимание на средства борьбы с интернет-пиратством в Европе и воспользоваться опытом. Например, в Германии с 2006 года наказание за размещение пиратского контента достигает пятилетнего срока тюремного заключения, но взаимодействие происходит на уровне правообладатель  – пират – государственные надзорные органы. И крайне редко вовлекают контент-провайдеров».
Также эксперты предупредили, что на самом деле одними запретами ситуацию не исправить, более того, ее можно даже ухудшить. «Ужесточение борьбы с пиратским контентом лишь немного усложнит доступ к нему и даст толчок к развитию альтернативных интернет-ресурсов, файлообменных сетей, а то и вовсе возродит умирающий рынок компакт-дисков, – полагает ведущий юрист практики налогового права группы «Яковлев и партнеры» Андрей Фелюст. – Новые запреты вряд ли изменят расклад сил в борьбе с пиратством. До тех пор пока стоимость легального контента не приблизится к реальным финансовым возможностям пользователей и не укоренится понимание, что лучше заплатить деньги и получить качественный продукт, а не пиратскую низкокачественную копию, никакие законодательные нормы не уничтожат интернет-пиратство».

Законодательные запреты не увеличат посещаемость кинотеатров и концертов, потому что те, кто хочет платить за легальный контент, делают это и сейчас. Потребители же незаконно размещенной информации вряд ли изменят свои приоритеты после запрета. При этом для ряда правообладателей запрет на свободное скачивание продукции может обернуться еще большими потерями. Ведь популярность в Интернете на самом деле конвертируется в денежный эквивалент: люди стремятся посетить концерты понравившегося исполнителя, приобрести лицензионный диск в коллекцию.

Согласились эксперты и с тезисом о сложности оплаты цифрового контента. «Большинство пользователей не захотят регистрироваться на ресурсе, создавать электронный кошелек ради скачивания одной композиции, – поясняет Юдин. – Наиболее эффективной и простой формой оплаты я бы назвал мобильный платеж. Технически организовать такой сервис даже легче и дешевле, чем внедрять программное обеспечение для электронных платежей». Также для провайдеров контента необходимо правильно выстроить политику формирования цен. По мнению эксперта, в этом вполне помогут опросы и фокус-группы.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Другие новости

Загрузка...
24smi.org