0
3598
Газета Экономика Интернет-версия

27.09.2013 00:01:00

Инвестиции застряли на посткризисном минимуме

Тэги: экономика, ввп, инфялция, инвестиции


экономика, ввп, инфялция, инвестиции Андрей Клепач чувствует признаки стагнации в РФ. Фото ИТАР-ТАСС

Вчера руководство Минэкономразвития объявило, что ждет оживления экономики к концу 2013 года. Ранее чиновники надеялись, что оживление начнется летом, но, похоже, эти расчеты не оправдались. Поэтому наша экономика может так и не доползти до ожидаемого правительством прироста ВВП в 1,8%. Тем более что прогнозы МВФ куда пессимистичнее: рост не более 1,5%. Российские эксперты соглашаются с такими оценками: внутренний спрос в стране не растет, бизнес выводит капиталы за границу, а инвестиционная активность уже несколько месяцев подряд остается на уровне посткризисного минимума.
Минэкономразвития (МЭР) сохраняет свой июльский прогноз роста ВВП в 2013 году на уровне 1,8%, несмотря на то что текущая динамика предвещает более слабый результат. «У нас наш прогноз, более высокий. То есть если экстраполировать первое полугодие, то будет 1,5–1,6%. Пока текущая экстраполяция дает оценку ниже, но мы рассчитываем на некоторое оживление в конце года», – заявил вчера замглавы ведомства Андрей Клепач. Таким образом, чиновник не стал принципиально возражать против последней оценки МВФ, согласно которой рост российской экономики в текущем году не превысит 1,5%. Между тем этот пессимистический прогноз МВФ вполне может оправдаться – ВВП России в первом полугодии вырос всего на 1,4%, за восемь месяцев – на 1,5% и лишь в августе составил 1,6% к августу прошлого года.
Неблагоприятные тенденции подтверждает сентябрьский Индекс промышленного оптимизма, рассчитываемый Институтом экономической политики (ИЭП) имени Е.Т. Гайдара на основании опросов руководителей предприятий. Если в августе индекс вырос до 11-месячного максимума, то сентябрь принес новые разочарования: спрос ослаб, на складах выросли запасы готовой продукции. И хотя после очистки от сезонности прогнозы выпуска не ухудшились и удержали общий индекс от более значительного снижения, оценки текущих продаж ухудшились сразу на 9 пунктов и вновь стали нулевыми. Баланс оценок запасов готовой продукции ухудшился на 6 пунктов после того как в июле–августе улучшался на 12 пунктов. Инвестиционные планы предприятий второй месяц подряд остаются на уровне посткризисного минимума и ставят под сомнение надежды на ударное инвестиционное завершение текущего года, резюмируют аналитики ИЭП.
Их выводы в целом подтверждает глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев, который называет ситуацию в отечественной экономике худшей со времен кризиса 2008 года. По его словам, единственным основанием для ограниченного роста ВВП «является потребительский спрос, который поддерживается достаточно высоким темпом роста реальных доходов населения, реальных зарплат и розничного товарооборота». Однако и этот «локомотив» ощутимо сбавляет обороты – год назад рост был на уровне около 8%, сейчас – менее 4%. Чиновники дискутируют с экспертами о причинах и следствиях столь неблагоприятного развития ситуации. Несколько дней назад свои рецепты выхода России из стагнации на площадке Ассоциации независимых центров экономического анализа (АНЦЭА) предлагали Клепач и директор по макроэкономическим исследованиям ВШЭ Сергей Алексашенко.
«Про замедление темпов роста мы знали еще год назад, но масштабы данной проблемы оказались больше прогнозируемых», – констатировал Клепач. Правительство надеялось, что за счет более высокого доверия бизнеса к власти и проводимой экономической политики показатели ВВП все-таки будут выше. Однако по факту все оказалось гораздо хуже. Настолько хуже, что даже высокие цены на нефть не смогли компенсировать внутреннюю промышленную и инвестиционную стагнацию. По мнению Клепача, чтобы переломить ситуацию, нужно создать условия для модернизации, снизить процентные ставки по кредитам, а главное – увеличить госрасходы, направляя инвестиции в том числе на улучшение структуры отечественной экономики.
С этим рецептом не согласен Алексашенко. «Я утверждаю, что экономика находится не в стагнации, а в рецессии. Экономика падает два квартала подряд, что дает основания говорить именно о рецессии. И если макроэкономические показатели год к году находятся еще в положительной зоне, то показатели квартал к кварталу показывают спад», – отметил он. По его мнению, тормозит реальный сектор. Спад напрямую зависит от сокращения объема частных инвестиций, без которых экономика по определению не может расти. Инвестиции сокращаются из-за резкого удорожания всех издержек для предприятий. Тарифы растут, рубль стабилен, это подрывает эффективность любого инвестпроекта, убежден Алексашенко. Как результат – отток капитала. Предприятия не берут кредиты, а остатки на счетах переправляют за рубеж.
Эксперты обращают внимание на тот факт, что внятных объяснений причин торможения экономики правительство не дает, о чем уже писала наша газета (см. «НГ» от 19.09.13). По мнению же руководителя Экономической экспертной группы Евсея Гурвича, нынешние проблемы связаны не только с внешней конъюнктурой. «Мы считаем, что низкие темпы роста связаны с замедлением инвестиций. И эпицентр инвестиционного замедления находится в нефтегазовом секторе. Причину этого и хотелось услышать от правительства, поскольку у него больше возможностей для поиска внятного экономического диагноза», – заявил Гурвич «НГ».
Несколько другая трактовка происходящего в российской экономике у главного экономиста Sberbank CIB Евгения Гавриленкова. По его словам, принципиальной разницы между 1,5 и 1,8% нет. Показатели роста ВВП в этом году могут быть как выше, так и ниже. На одни экстраполяции полагаться нельзя. Важно понять, что сегодняшние проблемы связаны не только с внешними факторами, например снижением объемов российского экспорта, но и лежат внутри страны. На первое место Гавриленков поставил рынок потребительского кредитования. Дело не в том, сколько задолжало население РФ банкам, а в высоких процентных ставках. Россияне все больше тратят на обслуживание ранее взятых кредитов. Даже ускоренный рост доходов не меняет картину к лучшему. Гавриленков считает, что власти, пытаясь оживить экономику, порой предпринимают ошибочные, нелогичные действия. «Нестыковок и нелепостей много. Они все связаны между собой, и не видно, чтобы правительство пыталось с этим разобраться», – подчеркивает эксперт. Он уверен, что для правительства сегодня принципиально важно определить хотя бы то, что категорически нельзя делать в нынешней ситуации, чтобы хотя бы не навредить экономике.   

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Ольга Соловьева

Более 50% россиян ждут повышения качества жизни через несколько лет

0
927
Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Стилистика традиционного обращения КПРФ к президенту в этом году ужесточилась

0
1026
Доллар стал средством политического шантажа

Доллар стал средством политического шантажа

Анастасия Башкатова

Китайским банкам пригрозили финансовой изоляцией за сотрудничество с Москвой

0
1303
Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил исключительность служителей Фемиды

0
915

Другие новости