0
3682
Газета Экономика Интернет-версия

18.11.2013 00:01:00

Премьер-класс не признает слова "стагнация"

Тэги: транспорт, автопром, авто, покупка


транспорт, автопром, авто, покупка Транспортные проблемы в крупных городах не стимулируют к покупке личного автомобиля. Фото Сергея Приходько (НГ-фото)

Этот год принес серьезные разочарования большинству автопроизводителей и автодилеров России. Продажи за 10 месяцев упали на 7%. Правда, оптимисты надеются, что по итогам 2013 года падение составит около 5%. Главные вопросы – на сколько затяжным будет падение и есть ли потенциал для стабилизации рынка в 2014 году? Мнения экспертов на этот счет расходятся. Кто-то полагает, что автомобильный рынок РФ нащупал дно и готов от этого дна оттолкнуться. Другие, напротив, уверены, что стагнация пришла всерьез и надолго, перемен не ждут до тех пор, пока не изменится к лучшему ситуация в экономике.
В конце года продажи автомобилей в России на 15–20% выше, чем в другие месяцы. Такая сезонная тенденция дает надежду дилерам и производителям на улучшение итоговых показателей. Однако даже если это правило сработает в декабре 2013 года, общая негативная картина по рынку кардинально не изменится. Между тем еще недавно эксперты были уверены, что российский авторынок способен стать первым в Европе. В прошлогоднем прогнозе аналитики германской BDW Automotive исходили из того, что в 2013 году в Германии может быть продано 3,21 млн легковых автомобилей, а в России – 3,1 млн. И уже в 2014 году они ожидали смены лидера, после того как продажи на российском авторынке превысили бы 3,4 млн машин, а на немецком ограничились 3,2 млн.
Россия хотя и сохраняет за собой второе место в Европе, но не оправдывает возлагавшихся на нее надежд. Начиная с марта текущего года темпы роста продаж автомобилей ушли в минус. В результате, по данным комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в РФ с января по октябрь 2013 года реализовано 2,281 млн машин – это на 7% меньше, чем за тот же период прошлого года.
С учетом ноября–декабря количество проданных машин может вырасти до 2,79 млн штук. Но даже в этом случае годовой объем продаж окажется на 5,1% ниже прошлогоднего результата. Старший менеджер PricewaterhouseCoopers (PwC) в РФ Сергей Литвиненко считает, что годовой объем продаж скорее всего ограничится 2,7 млн. В одном эксперты единодушны – в этом году из спада российский авторынок не выкарабкается. «По мере приближения конца года становится очевидным, что долгожданная стабилизация рынка вряд ли произойдет в 2013 году»,  – говорит председатель комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер.
Неприятности традиционно обходят стороной продажи авто премиум-класса – за 10 месяцев состоятельные россияне приобрели около 157 тыс. супердорогих автомобилей, что на 4,7% больше, чем за аналогичный период 2012 года. Ведущие мировые автопроизводители, по всей видимости, не видят угроз для себя на российском рынке и открывают новые бутики, в которых представлены машины премиум-класса, в центре Москвы. Они считают, что это – лучший способ приблизиться к целевой аудитории и увеличить продажи. А вот бюджетные машины с большим трудом находят своих покупателей. Например, с начала года флагман отечественного автопрома АвтоВАЗ реализовал на внутреннем рынке машин Lada на 15,2% меньше, чем годом ранее.
Участники рынка не без тревоги смотрят в ближайшее будущее, гадая, как сложится для них 2014 год. Обнадеживающим можно назвать прогноз главного экономиста по России и СНГ банка HSBC Александра Морозова, который не исключил, что отечественный автопром может выйти на положительную динамику роста в следующем году. В своем предположении Морозов не одинок. В частности, коммерческий директор Volvo Car Russia Максим Виноградов поделился с «НГ» своим прогнозом о небольшом росте продаж автомобилей в будущем году.
«По моим ощущениям, российский авторынок в 2014 будет стабильным. Значительного роста на рынке мы не прогнозируем. Вероятнее всего будет наблюдаться лишь небольшой рост. Основное влияние на рынок в следующем году могут оказывать кредитные продукты от автопроизводителей и программы поддержки от государства в виде льготного кредитования. Доля кредитных продаж растет из года в год, и в будущем году эта тенденция сохранится», – рассуждает Виноградов. Он назвал и еще один драйвер роста, который может сработать. По статистике, автовладельцы часто меняют автомобиль на третий-четвертый год эксплуатации. И велики шансы, что многие из тех россиян, кто купил машину в 2011 году (продажи авто в тот год составили 2,5 млн штук), захотят ее поменять в ближайшее время.
С меньшим оптимизмом смотрит в ближайшее будущее главный управляющий директор группы компаний «Независимость» Оскар Ахмедов. По его мнению, сейчас правильнее говорить о том, способен ли российский авторынок остановить спад. «В 2014 году мы ожидаем скорее стагнацию. Впрочем, есть марки автомобилей, которым спад в России не угрожает. Это машины премиум-класса», – подчеркивает Ахмедов.
Со своей стороны, директор по продажам дилерского центра Jaguar Land Rover компании "АВИЛОН автомобильная группа" Андрей Горшков подтвердил «НГ», что в текущем году показатели рынка могут быть хуже самых пессимистических прогнозов. «Сокращение продаж связано со снижением покупательского интереса. Людям не хватает ощущения благополучия и уверенности в завтрашнем дне. Это чуть менее заметно в премиум-сегменте, но сильно влияет на рынок в целом», – говорит эксперт. Общероссийские показатели, по его мнению, подпортили столичный авторынок, который сегодня можно считать в большей или меньшей степени насыщенным. Велика вероятность, что 2014 год в целом станет продолжением тенденций 2013 года. Спад продолжится, и общий результат может быть даже на несколько процентов хуже, чем в уходящем году. При оптимистичном сценарии ситуация останется неизменной, и авторынок РФ тогда повторит результат текущего года, полагает Горшков.
Определяющее значение будет иметь ситуация в экономике РФ, уверен ведущий эксперт компании «Финам» Дмитрий Баранов. По его мнению, если у россиян не будет ясности, что будет происходить на рынке труда, насколько стабильно их финансовое положение, то распоряжаться своими доходами они будут предельно осторожно. Покупка нового автомобиля при таком раскладе явно не входит в список приоритетов для многих семей. Если же отечественная экономика стабилизируется, то и авторынок начнет восстанавливаться.   

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
426
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
537
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
448
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
370

Другие новости