0
9468
Газета Экономика Интернет-версия

25.12.2014 00:01:00

Отечественное авиастроение набирает высоту


В период экономической нестабильности многие в России стали задумываться о том, что производит наша страна, чем может обеспечить себя и какую конкурентоспособную продукцию готова экспортировать, кроме сырьевых ресурсов. Иными словами, кому прежде всего адресованы слова Владимира Путина на итоговой пресс-конференции 18 декабря: «Работать надо, внешние условия заставляют нас быть более эффективными».

Мнение, что Россия ничего не производит, а только сидит на нефтяной игле, в последние недели звучит часто, но оно не новое. Доля очевидной истины в этой мысли содержится: да, основная статья доходов российского бюджета – средства от экспорта энергоресурсов. Но не нужно забывать, что наша страна щедро одарена полезными ископаемыми, и было бы странно, если бы мы не пользовались этой безусловной привилегией. Никто не ругает Катар или Бруней, одни из богатейших государств в мире, за то, что они почти полностью обеспечивают доходную часть бюджета за счет нефти и газа.

Другой вопрос: как сделать так, чтобы неизбежные колебания нефтяных цен не оказывали столь негативного влияния на нашу экономику и благосостояние россиян? У России есть потенциал для решения этой задачи. Основой для несырьевого развития могут быть отрасли, продукция которых уже сегодня пользуется заслуженным спросом на мировом рынке, невзирая на политику и санкции. Помимо энергоресурсов Россия, например, экспортирует полный цикл атомных технологий, вооружение, продукцию химической промышленности, предоставляет услуги по сверхтяжелым авиа- и танкерным перевозкам.

Кроме того, наша страна развивает авиационную промышленность. Это одна из самых интеллектуально емких и технически сложных отраслей. Авиапромышленность имеет важнейшее политическое и экономическое значение, определяет промышленный потенциал и в целом престиж государства. В этой связи на результатах ее работы в 2014 году целесообразно остановиться более детально.

История отечественного авиастроения – предмет нашей гордости, которую не отнимешь. Иностранцы давно научились без запинки произносить «сложные» фамилии советских авиаконструкторов – Поликарпова, Сухого, Микояна, Туполева, Ильюшина. Эти люди разработали технологии, часть из которых во многом превзошла и опередила заграничные разработки. И сегодня наша страна остается одним из крупнейших игроков на мировом рынке, сохраняя лидерство в военной сфере.

В советские времена авиационная промышленность управлялась государством и пользовалась приоритетным финансированием. С началом рыночных экономических реформ государственная поддержка резко снизилась, и отрасль оказалась в глубоком кризисе. Были утеряны связи между предприятиями, конструкторскими бюро, заказчиками. Талантливые инженеры, высококвалифицированные рабочие уходили из профессии. Но это удалось остановить, возродить работу, вернуть людей и привлечь молодых специалистов. Основные предприятия отрасли адаптировались к рыночным механизмам развития. В последние годы эта работа дала результат, а 2014 год стал прорывным для российской авиастроительной отрасли.

Военная авиация

В секторе военной авиации текущий год стал четвертым годом выполнения Государственной программы развития вооружений (ГПВ-2011–2020). Ее цель – достижение к 2020 году 70-процентной доли современной авиационной техники в боевом составе Вооруженных сил РФ. За четыре года реализации ГПВ подписаны контракты на поставку до 2020 года предприятиями ОАК более 430 новых самолетов, в том числе 360 боевых и учебно-боевых самолетов, остальные для военно-транспортной и специальной авиации.

На этапе запуска ГПВ, в 2011 году, ОАК поставила 19 новых боевых и учебно-боевых самолетов, а в 2014 году будет поставлено уже более 100 боевых, военно-транспортных самолетов и самолетов специального назначения.

Согласно данным корпорации, годовой план по поставке новых самолетов, а также ремонту и модернизации будет выполнен в полном объеме. По итогам 2014 года отремонтировано более 170 самолетов, свыше 400 авиационных двигателей.

Вопреки расхожему тезису о том, что российская авиапромышленность пользуется еще советскими наработками, нужно отметить: отрасль последнее десятилетие явно не стоит на месте, реализует одновременно несколько новейших проектов. Запущены в серию многофункциональный истребитель поколения 4++ Су-35, учебно-боевой самолет Як-130, бомбардировщик Су-34. Модернизированы МиГ-29, МиГ-31. Готов к серийному производству МиГ-35. К 2020 году будет модернизирован и весь модельный ряд Дальней авиации, включая уникальных «долгожителей» Ту-160, Ту-95, Ту-22. В ноябре 2014 года подписан один из важных контрактов на разработку легкого военно-транспортного самолета Ил-112В. Поставки первых самолетов запланированы на 2018 год.

Еще один новый проект наших военных авиаконструкторов – перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации (ПАК ФА, Т-50). Это первый образец истребителя пятого поколения, который, по мнению ряда зарубежных экспертов, имеет преимущество перед существующими аналогами в США. А для экспортных поставок на базе ПАК ФА совместно с Индией создается экспортная модификация самолета, получившая название FGFA – Fifth Generation Fighter Aircraft. Это многоцелевой истребитель пятого поколения. Он построен с применением технологий малозаметности, развивает сверхзвуковую скорость без использования форсажа, способен маневрировать с большими перегрузками, оснащен передовой электроникой отечественного производства. Пять машин уже проходят испытания, с 2016 года планируются серийное производство и поставка для ВВС, а также создание экспортного варианта.

Экспортный вектор военной авиапромышленности России направлен на Восток. С 1992 года в Китай, Индию, страны Азиатско-Тихоокеанского региона (Вьетнам, Малайзия, Индонезия, Мьянма) поставлено около 630 самолетов «Су» и «МиГ». Из них более 500 – только за последние 15 лет. Во всех указанных странах работают центры по сервисному обслуживанию авиационной техники российского производства. В начале 2014 года подписан контракт с Бангладеш на поставку 16 учебно-боевых самолетов Як-130.

Ясны экспортные перспективы Су-35. В целом потребность мирового рынка оценивается в 200 самолетов, в том числе для стран АТР, на десятилетнюю перспективу, около 80–85 самолетов.

Гражданская авиация

В секторе гражданской авиации также наблюдается прогресс как на внутреннем, так и на мировом рынках. Несмотря на то что в мировой гражданской авиации уже долгие годы правит бал дуополия Airbus и Boeing, иностранцы стали проявлять серьезный интерес к российскому Sukhoi Superjet 100. Это особенно важно в нынешних санкционных условиях, с которыми столкнулась наша страна: ни один контракт не был расторгнут.

Крупнейший покупатель SSJ100 – мексиканская компания Interjet. 12 декабря стало известно, что ее совет директоров одобрил подписание контракта на приобретение еще 10 самолетов в дополнение к ранее заключенному соглашению на 20 лайнеров. Сегодня в Interjet летают уже 12 SSJ100, и перевозчик доволен их эксплуатацией. Среднесуточный налет суперджетов в Interjet составляет 5,77 часа, а регулярность вылетов – 98,9%. «Это очень высокий показатель особенно для нового самолета, к тому же он впервые вышел на мексиканский рынок», – отмечает Хосе Луис Гарса, исполнительный директор авиакомпании Interjet. По его словам, самолеты, которые уже находятся в эксплуатации у Interjet, используются очень интенсивно, выполняя в среднем 7,5 взлет-посадок в день. «Такая интенсивная эксплуатация воздушного судна, произведенного с использованием самых современных научных достижений, считается очень высокой, – сказал Гарса. – Демонстрируемый SSJ100 высокий уровень надежности не зафиксирован на других самолетах того же класса, выпускаемых в Бразилии и Канаде».

Смотрят на SSJ100 и в Европе. В конце октября бельгийская авиакомпания VLM объявила о намерении приобрести два суперджета. А это уже выход российского гражданского самолетостроения на европейский рынок.

Но все же наиболее интересными и емкими рынками для продвижения отечественных гражданских самолетов остаются Латинская Америка, Индия и страны АТР (включая Китай). В этом регионе наш самолет уже хорошо знают: рейсы на SSJ100 из России в Китай и Японию выполняет компания «Якутия». Пять лайнеров переданы перевозчикам в Индонезии и Лаосе.

В ближайшие 20 лет в АТР прогнозируют рост объема авиаперевозок более чем в три раза и самый большой спрос в мире на новую авиационную технику.

Недавний беспосадочный перелет на самолете Sukhoi Superjet 100 в конфигурации VIP по маршруту Москва–Нью-Дели открыл новые горизонты для развития. Перелет составил почти шесть часов.

Sukhoi Superjet 100 класса VIP создан на платформе базовой версии лайнера, отличается повышенным комфортом в пассажирском салоне: улучшенный интерьер, более высокий уровень обслуживания, наличие мультимедийных систем на борту. Оснащение лайнера позволяет в полете  работать и отдыхать с максимальным комфортом.

В процессе развития бизнес-сегмента планируется постепенно внедрять отдельные технические решения в соответствии с пожеланиями конкретных заказчиков. После установки дополнительных топливных баков дальность полетов Sukhoi Business Jet составит около 8 тыс. км.

В планах ОАК в ближайшие 20 лет получить 20% азиатского рынка воздушных судов вместимостью 61–120 кресел.

С самолетами семейства МС-21 (среднемагистральные самолеты, сертификация планируется в 2016 году) корпорация надеется занять рынок АТР в сегменте узкофюзеляжных магистральных самолетов вместимостью от 150 до 200 кресел.

Транспортная авиация

Экспансию на рынок продолжает и транспортное авиастроение. С этого года стартует серийное производство Ил-76МД-90А. Прежняя модель Ил-76 была широко востребована рынком и в 2014 году отметила своеобразный юбилей – 40 лет на первом месте в сегменте тяжелых военно-транспортных самолетов ВВС России. Эти самолеты стоят на вооружении многих стран мира.

Рассматривается продвижение Ил-76МД-90А в рамках протокола с AVIC на рынки в КНР и АТР.

Кстати, китайская и индийская стороны проявляют интерес и к Ил-112. Это проектируемый российский легкий транспортный самолет нового поколения. Он будет выпускаться в двух модификациях: военно-транспортный Ил-112В и транспортный самолет для гражданской авиации Ил-112Т.

Кроме того, стоит упомянуть и проект многоцелевого транспортного самолета (МТС) – еще одно совместное детище с индийскими партнерами. Это первый в истории РФ международный авиационный проект в области военно-технического сотрудничества, охватывающий полный цикл создания продукции военного назначения. Этапы цикла включают формирование тактико-технического задания, разработку, производство, эксплуатацию, послепродажное обслуживание, утилизацию, а также продвижение этой продукции в третьи страны.

МТС предназначен для перевозки грузов массой до 20 тыс. кг на расстояние 2–4,7 тыс. км в любых географических, климатических и метеоусловиях.

Итоги и перспективы

Российская авиационная промышленность имеет четкий план развития на долгую перспективу. Без этого огромная сложная отрасль просто не сможет эффективно функционировать. В середине декабря утверждена «Долгосрочная программа развития ОАК до 2025 года». Как отмечал президент ОАК Михаил Погосян: «В программе представлен план мероприятий, которые направлены на обеспечение роста объемов производства и финансовых показателей корпорации во всех сегментах, с увеличением выручки более чем в четыре раза, до 900 млрд руб.».

Реальность прогнозов подтверждает нынешняя выручка ОАК, которая в среднем растет в год более чем на 20%, и в 2014 году компания ожидает таких же темпов роста. В 2013 году выручка составила около 300 млрд руб., EBITDA – около 18 млрд руб. Операционная прибыль увеличилась почти в пять раз и достигла 3 млрд руб.

Поставки готовой продукции по итогам года составят 110 новых боевых самолетов и самолетов специального назначения, около 40 гражданских лайнеров.

Пример авиации говорит о том, что Россия интересна миру не только как поставщик сырья. Российская авиация успешно развивается во всех направлениях: военном, гражданском, транспортном. Заключено (и еще предстоит заключить) большое количество экспортных контрактов, идут поставки и на внутренний рынок. Ключевая задача – продолжить движение вперед, не растерять потенциал в непростых финансово-экономических условиях.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
896
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1205
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
937
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
775

Другие новости