1
5136
Газета Экономика Печатная версия

18.07.2017 20:17:00

Фискальная нейтральность не спасет экономику

Сохранение высокой налоговой нагрузки будет тормозить рост ВВП

Тэги: экономика, ввп, бюджетная политика, налоги, стратегия, счетная палата, голикова, силуанов, минфин, статистика


экономика, ввп, бюджетная политика, налоги, стратегия, счетная палата, голикова, силуанов, минфин, статистика Глава Счетной палаты Татьяна Голикова указала депутатам на несовершенства бюджетной политики. Фото с сайта www.duma.gov.ru

В правительстве РФ не могут добиться оживления экономики до темпов выше среднемировых, как того требует президент Владимир Путин. Вчера в Госдуме министры бросили пробный шар: на парламентские слушания они представили программные документы, в которых пожелания президента просто игнорируются. В «Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018–2020 годы» ускорение экономики не предполагается. На этот скользкий момент указала председатель Счетной палаты Татьяна Голикова. Однако официальный ученый-экономист Владимир Мау нашел подходящие аргументы: он посоветовал не делать фетиш из темпов роста ВВП. Ускорение не должно быть самоцелью – заявил Мау.

О бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политике на ближайшие три года вчера рассказал глава Минфина Антон Силуанов. Базовые условия, на которые рассчитывает правительство, это «крепкий платежный баланс, низкая инфляция и снижающаяся зависимость от цен на нефть». Представленный Минфином проект формально не предполагает повышения фискальной нагрузки на ближайшую трехлетку. «Важна предсказуемость фискальных условий, стабильность налоговой нагрузки», – сообщил министр. «Сбалансированный бюджет – залог того, что мы не будем увеличивать налоговую нагрузку. И все те предложения, которые мы закладываем в нашу налоговую политику, базируются на том, что налоговая нагрузка повышаться не будет», – пообещал он, сообщив, что в основу документа заложен принцип фискальной нейтральности. «То есть для добросовестных налогоплательщиков налоговая нагрузка не должна повышаться – это одна из аксиом документа, который мы сегодня рассматриваем», – объяснил он. Что это фактически должно будет означать, пока не очень понятно. Однако вторая часть выступления министра касалась необходимости «обеления серого сектора».

В частности, глава Минфина высказался за улучшение администрирования налогов, для того чтобы хоть частично обелить серый сектор. «Значительный потенциал повышения собираемости налогов лежит в периметре зарплатных налогов. Мы знаем, что сегодня около 10 трлн руб. – это те неучтенные доходы населения, с которых не платятся налоги, в том числе и страховые взносы», – сказал глава Минфина на парламентских слушаниях в Госдуме. «Ситуация, когда у предприятий-конкурентов в схожих условиях уровень оплаты отличается в разы, это просто необъяснимо. Мы здесь должны обсудить возможность создания дополнительного экономического стимула путем обеления тех зарплат, которые еще сегодня платятся в конвертах, это задача налоговой политики и налоговых предложений, которые мы сегодня формируем»,   – сообщил Силуанов, добавив, что автоматизация большого массива данных может помочь сократить теневой сектор.

Если речь идет о предсказуемости налоговых платежей, надо говорить и о неналоговых сборах, неналоговых платежах, поскольку они также в целом влияют на уровень налоговых изъятий, продолжил Силуанов. Для их учета в Минфине предлагают озаботиться созданием кодекса неналоговых платежей. «Сегодня мы разрабатываем кодекс неналоговых платежей, где будут установлены понятные правила их взимания, прозрачности, этот кодекс включит в себя все неналоговые сборы и платежи», – пообещал министр. Другой вопрос – означает ли необходимость составления такого кодекса не слишком точное понимание властями уровня фискальной нагрузки?

В целом планы Минфина на ближайшие три года можно описать всего тремя словами: «прослеживаемость», «маркировка» и «администрирование». Именно эти слова Антон Силунов повторил не один раз.

Примечательно, что правительственные заявления о сохранении нынешней «стабильности» независимые экономисты воспринимают весьма критически. На сегодняшний день в России мы наблюдаем скорее «стабильность тяжелейших 

Глава Минфина Антон Силуанов намерен обелить серый сектор.	Фото с сайта www.duma.gov.ru
Глава Минфина Антон Силуанов намерен обелить серый сектор. Фото с сайта www.duma.gov.ru

налогов», и власти фактически обещают нам их и дальше не снижать. «Зачем этот груз (высокие налоги. – «НГ»), который каждый тащит на своих плечах, не в состоянии распрямиться? Мы не сможем с ним вырасти! Нам, наоборот, нужна нестабильность», – замечает на своей странице в Facebook председатель научного совета Института экономики роста им. Столыпина Яков Миркин. По его словам, большое заблуждение считать, что «если вас придавить и обещать, что придавливать больше не будут, то вы обязательно начнете вставать, развиваться и куда-то стремиться». Ведь замороженная экономика, загоняемая в футляр, не может быть устойчива.

Как замечает Миркин, текущая «стабильность и предсказуемость фискальных условий» совершенно не гарантирует экономического роста. «К примеру, доходы «общего правительства» составляют 38,5% ВВП (2015 год, МВФ). Все это на уровне Канады (39,2%), Великобритании (38,5%), Японии (38%), Чехии (38,1%). Но это экономики, растущие на самых низких скоростях. Чтобы «догнать и перегнать», нам нужны темпы роста от 4–5% и выше. При таком налоговом бремени они невозможны. Чтобы их достичь, фискальное бремя должно быть не больше хотя бы 32–33% ВВП. Динамичная Южная Корея – 34,3% ВВП, США – 31,8%, Китай, по-прежнему делающий выше 6% в год, – 28,6%, экономика Польши, росшая даже во время кризиса 2008 года, – 33% (2015-й, МВФ)», – приводит примеры он, напоминая, что пока что собираемость ключевых налогов в РФ последовательно снижается. «Существующие ставки налогов и квазиналогов рассчитаны на фискальное бремя выше 42–43%», – указывает он, полагая, что стабильность при таких условиях не более чем «стабильность чугунного утюга».

В обсуждаемом сегодня документе фактически не отражены задачи президента Владимира Путина по выходу экономики РФ на темпы роста выше среднемировых на рубеже 2019–2020 годов. «Предложенный сегодня вариант фиксирует ежегодный 1,5-процентный рост, что заметно ниже прогнозируемых темпов роста мировой экономики. При этом в составе основных параметров прогноза социально-экономического развития содержится так называемый целевой вариант, который отражает выполнение поставленной задачи в части роста ВВП, однако в «Основных направлениях» достижение поставленной цели не предполагается», – замечает глава СП, отмечая, что вместе с тем «Основные направления» перечисляют внутренние структурные проблемы РФ, мешающие экономическому росту.

По мнению же экспертов «НГ», критика в данном аспекте может быть сдержанней. «Еще большой вопрос, насколько в таком документе должен прослеживаться этот момент. В записке и комментариях – скорее всего да. Но вряд ли сам текст непосредственно должен содержать цели по экономическому росту», – сомневается директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев.

Кроме целей экономического роста некоторое недоумение у главного контролера вызывает и заявленный в «Основных направлениях» принцип фискальной нейтральности. «Это оправданно в сегодняшних условиях. Вместе с тем предлагается рассмотреть возможность создания дополнительного экономического стимула для обеления зарплаты путем изменения структуры налоговой нагрузки со снижением ставок прямых налогов на труд и повышением ставок косвенных налогов. Но экономические и социальные эффекты такого маневра неочевидны и на сегодняшний день не подкреплены какими-либо доказательными аргументами», – обращает внимание Голикова.

Кроме того, отсутствует и долгосрочная стратегия по выводу из тени самозанятых граждан, о которых говорит глава Минфина, продолжают в СП. «В свою очередь, пока что реализуемые законодательные новации по добровольной регистрации физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в налоговую службу пока своих результатов не дали. На 1 июля количество поданных заявлений составляет 213. При этом по-прежнему воспроизводится проблема завышенного расчета численности неработающего населения с возложением на регионы дополнительной финансовой нагрузки при расчете бюджета Фонда ОМС», – указывает глава ведомства.

Так же как и в прошлом году, в «Основных направлениях» содержится различное описание мер по повышению эффективности расходов, продолжает Татьяна Голикова. «Но, к примеру, не предлагается никаких существенных изменений в регулировании корпоративных закупок. Хотя в этом секторе совершается 1,5 млн закупок на сумму 26 трлн руб., то есть по количеству в два раза меньше, чем в сфере государственных и муниципальных закупок, а по сумме в четыре раза больше. Эта сфера характеризуется низкой степенью эффективности и конкуренции, что также чрезвычайно важно для целей развития экономики.

Не отразил Минфин в новом документе и эффективность мер поддержки институтов развития. «По нашей экспертной оценке, на такого рода господдержку только из федерального бюджета было выделено – с учетом 2017 года – 5,1 трлн руб. Состав и качество ключевых показателей эффективности институтов развития несовершенны, постоянно меняются, не связаны между собой, что не дает возможности оценить их вклад в создание общей инновационной системы страны», – заключила Голикова. Напомним, к таким институтам относятся, в частности, ВЭБ, Российская венчурная компания, «Роснано», Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, АИЖК.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(1)


Семен Макаров 20:25 18.07.2017

страну спасет только красота...) ибо от правительства ожидать каких-то чудес не стоит



Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Миражи  Востока

Миражи Востока

Василий Вохлачев

Крестный ход против ДТП

0
120
Пенсионная реформа как самодискредитация русского либерализма

Пенсионная реформа как самодискредитация русского либерализма

Руслан Гринберг

Пенсионная реформа как самодискредитация русского либерализма

0
361
Россия и Иран на грани экономической конфронтации

Россия и Иран на грани экономической конфронтации

Игорь Субботин

Между двумя странами растут разногласия в нефтяной сфере

0
617
В Верховный суд стали обращаться реже

В Верховный суд стали обращаться реже

Екатерина Трифонова

Граждане или удовлетворены качеством правосудия, или уже в нем разочаровались

0
723

Другие новости

Загрузка...
24smi.org