2
4425
Газета Экономика Печатная версия

05.12.2017 00:01:00

10 лет Грефа в Сбере: от сберкассы к "платформе экосистемы"

Тэги: сбербанк, герман греф, отраслевая платформа, реформы, стратегия


сбербанк, герман греф, отраслевая платформа, реформы, стратегия Фото Gettyimages

Стратегия любой компании, как известно, реализуется на многих уровнях. Все начинается с определения собственного уникального рыночного продукта или услуги, положения на рынке и конкурентных преимуществ. Конечно же, Герман Греф начал работу в Сбербанке именно с этого обязательного стратегического уровня. Однако очень скоро он продвинулся вперед в своей амбиции построить на основе банка не просто великую российскую компанию и предложить рынку уникальные по качеству и удобству продукты. Речь шла о создании настоящей отраслевой платформы, которая сможет объединить широкую экосистему партнеров с их взаимодополняющими нововведениями в сфере создания продуктов, услуг, продаж, маркетинга, обслуживания и дистрибуции.

Понятие «платформа» встречается в жизни постоянно: платформа политической партии, платформы железнодорожная, автомобильная, компонентная и т.п.

Самыми успешными, известными, прибыльными стали технологические платформы Microsoft Windows, Google Android и Apple iOS, Intel. С помощью именно такого инструмента развивается бизнес, связанный с функционированием огромного числа приложений. В этом суть ценности платформы – она позволяет процветать самым различным бизнесам, что увеличивает, естественно, ее капитализацию до многих сотен миллиардов долларов.

Интересно, впрочем, что не все великие творцы сразу пришли к пониманию роли технологических платформ. Билл Гейтс из Windows и Энди Гроув из Intel мгновенно оценили потенциал модели. А вот Стив Джобс очень долго считал, что платформа вторична по сравнению с его продуктом, дизайном и потребительскими свойствами.

Когда 10 лет назад Герман Греф возглавил Сбербанк, ему досталась гигантская компания, которая фактически использовала свое монополистическое положение на рынке без малейших признаков инновационного импульса. Для большинства людей он оставался, по существу, «сберкассой».

Команда Грефа начала масштабную работу по переформатированию отделений, сокращению очередей, запуску новых продуктовых направлений в области инвестиционных и страховых бизнесов. Спустя короткое время Сбербанк обзавелся лучшей в стране системой риск-менеджмента. Это позволило по-новому подходить к учету традиционных и новых рисков, обусловленных как внутренними, так и внешними факторами.

Оптимизация и реформирование обширной региональной сети сделали визуально доступной работу команды Грефа по созданию «банка с человеческим лицом», удобного для людей всех возрастов и ограничений в возможностях.

Все это объясняет, почему у Сбербанка растут доли рынка во всех таргетируемых розничных сегментах (пенсионеров – 60%, зарплатных клиентов – 50%), на рынке ипотеки – 55%, в эквайринге – 59%.

Известно, что экономический и социальный прогресс в мире обусловлен диффузией двух типов нововведений: информационно-технологического и организационно-управленческого характера. Именно так через креативное разрушение представлял себе развитие Джозеф Шумпетер более 100 лет назад. В XXI веке – его теория лучше всего объясняет происходящее вокруг.

Я убежден, что Сбербанк сегодня – самая наглядная в России иллюстрация того, как достигаются прогресс, качественные перемены к лучшему внутри организации. То, что ежедневно делает Греф, сводится к внедрению новых информационных технологий и управленческих решений.

Закономерно, что в банке резко, в 1,5 раза, сократилась текучесть кадров, все большее число работников охватывается перманентным процессом повышения квалификации, растет вовлеченность сотрудников в общее дело на базе корпоративной культуры.

В 3,5 раза повысился уровень надежности и стабильности автоматизированных систем, успешно отражаются кибератаки (несколько сот – в день).

При таком подходе неудивительно, что Сбербанк имеет самый высокий на рынке уровень прибыльности, а расходы увеличиваются меньшими темпами, чем растет операционный доход.

Напомню, что в кризис 2014 года Сбербанк отказался от помощи правительства и ЦБ. Запас прочности оказался достаточным. Интеллектуальная система управления и внедрение Sberagile – шаги в направлении создания платформы Сбербанка.

Сейчас Греф как банкир сосредоточен на реализации стратегии по созданию «завтра» для Сбера с учетом того, что поведение клиентов меняется со скоростью появления на рынке новых гаджетов. Мобильный телефон – источник интернет-трафика номер 1, а его обладатели хотят быть клиентом любой интересной для них структуры круглые сутки без перерыва, как говорится – 24/7.

Греф как экономист мечтает трансформировать Сбербанк не просто в платформу с собственной экосистемой партнеров и клиентов. Он хочет, чтобы Сбербанк стал «дирижером» экосистемы. Через 10 лет на платформы будет приходиться до 40% глобальной прибыли организации. Цель – более чем амбициозная. Но предпосылки для ее успешного достижения имеются: клиенты банка. 80 миллионов – активных розничных клиентов, 40% – доля на рынке кредитования и 46% – на рынке привлечения средств.

Сбербанк – бесспорный лидер в стране по применению методов анализа баз данных о клиентах и их потребностей на основе принципов Big Data. А без этого компонента создать эффективную лидерскую платформу невозможно.

10 лет Германа Грефа во главе Сбербанка – 10 лет успеха при трансформации гигантской организации от сберкассы советского типа к платформе постиндустриального типа. Когда с точки зрения бизнеса от собственно банка скорее всего останется не так уж много.

На работе в Сбере проявились лучшие качества Грефа как профессионала: лидерство, работоспособность, дисциплина, обучаемость, стратегическое мышление, постоянное выявление новых трендов. Иногда кажется, что отдельным и самостоятельным удовольствием и смыслом его жизни является просвещение и обучение новому людей рядом с ним. Это атмосфера настоящего креативного поиска не просто решений, а идентификации проблем в децентрализованной манере. Когда каждый сотрудник приучается к инновациям управленческого свойства как к ежедневному опыту.

Таким образом, можно смело и достоверно сказать: Герман Греф как руководитель создает не только и даже – не столько новый банк, он 10 лет ежедневно создает новых людей. Тех, кому комфортно и интересно будет жить в новой информационно-технологической реальности. Вместе со Сбером, надеюсь!   


статьи по теме


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(2)


Алексей Шахметов 22:16 05.12.2017

Сбербанк действительно с приходом Грефа превратился из «старой сберкассы» в один из современных банков России. Банк постоянно развивается, двигается вперед и показывает другим банкам, да и не только банкам, как можно стать передовой инновационной компанией.

Владимир Савостин 02:26 06.12.2017

А что увеличение клиентуры Сбербанк достиг без помощи ЦБ, АСВ, убирающих конкурентов когда из них все что нужно выведут?



Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Собчак рассчитывает на батл с Путиным

Собчак рассчитывает на батл с Путиным

Алексей Горбачев

Стратегия ее кампании – отнимать электорат у правых и левых оппозиционеров

5
2446
Почему в России не получился капитализм?

Почему в России не получился капитализм?

Николай Работяжев

25 лет назад начались радикальные рыночные реформы

2
3031
Греф ответил на критику Роскомнадзора в адрес проекта Сбербанка "Ладошки"

Греф ответил на критику Роскомнадзора в адрес проекта Сбербанка "Ладошки"

0
680
Япония разрабатывает долговременную стратегию расширения применения водородных технологий

Япония разрабатывает долговременную стратегию расширения применения водородных технологий

1
610

Другие новости

Загрузка...
24smi.org