0
10493
Газета Экономика Интернет-версия

14.03.2018 14:18:00

Пиратская бухта "Транснефти"

Зачем "Транснефть" поставила руководить Новороссийским портом "спортсмена" из 90-х Сергея Киреева?

Тэги: транснефть

Опубликовано в интернет-газете «Новый взгляд» 14.03.18.

транснефть Новороссийский морской торговый порт скоро перейдет под контроль государственной компании «Транснефть». Фото с сайта www.nle.ru

Новороссийский морской торговый порт вскоре перейдет под контроль государственной «Транснефти». Звучит парадоксально, но вскоре после этого бело-сине-красный флаг над портом можно будет спустить, а взамен поднять черную тряпку с черепом и костями или на худой конец государственный флаг Республики Кипр. Ведь даже без контрольного пакета в НМТП менеджмент «Транснефти» сумел превратить этот объект в черную дыру, в которой исчезают сотни тонн топлива и миллионы долларов.

ФАС одобрила приобретение «Транснефтью» доли группы «Сумма» Зиявудина Магомедова в Новороссийском торговом порту. Детали сделки не раскрываются. Известно, что стоимость пакета «Суммы» на Московской бирже превышает 40 млрд руб. В результате покупки акций «Транснефть» консолидирует контрольный пакет в 50,1% НМТП. Какая судьба ждет крупнейший российский портовый оператор после ухода акционеров, которые играли ключевую роль в повышении его бизнес-эффективности?

О том, что крупнейший портовый оператор России готовится к переменам, стало ясно еще до Нового года. 25 декабря собрание акционеров НМТП досрочно прекратило полномочия прежнего гендиректора Султана Батова и назначило на эту должность Сергея Киреева. Последний, хотя и является наемным менеджером, уже много лет относится к Новороссийскому порту как к личному активу. Киреев через подконтрольные ему фирмы монополизировал бункеровку судов (заправку их топливом и моторными маслами), лишив «Транснефть» значительной части прибыли на данном направлении. Трудно представить, что это происходило без ведома руководителя госкомпании Николая Токарева, но расскажем обо всем по порядку.

Наследник авторитета

Сергей Киреев возглавил Новороссийский порт не вчера, но на сайте компании нет ни фото, ни биографии генерального директора. Если судить по информации в открытых источниках, то жизнь его началась в 1994 году одновременно с работой в компании «Евразия-Бункер». Впрочем, жители Новороссийска помнят начало «деловой» карьеры нового руководителя НМТП. Киреев учился на факультете физической культуры, а в 1990-е, как известно, спорт открывал для молодых людей большие перспективы. Известно, что нынешний глава Новороссийского порта был близок к криминальному авторитету Ю. Эспиряну, который торговал нефтепродуктами и занимался бункерными операциями.

Вполне вероятно, что именно это знакомство позволило Сергею Кирееву войти в компанию «Евразия-Бункер», созданную действовавшими на тот момент топ-менеджерами Новороссийского порта. Компания изначально создавалась для отмывания через кипрский офшор доходов от бункеровки судов. Авторитетного бизнесмена Эспиряна убили в лихие годы, но компания эта существует и сегодня и, по некоторым данным, на 100% принадлежит Сергею Кирееву.

Смена руководства государственной «Транснефти» в 2007 году открыла перед Киреевым новые перспективы. Оборотистый предприниматель познакомился с первым вице-президентом компании Михаилом Арустамовым и добился создания «Транснефтью» дочерней структуры – «Транснефть-Сервис». Новая организация получила эксклюзивное право бункеровки на нефтегавани «Шесхарсис», а возглавил ее все тот же Сергей Киреев. Работа в дочке «Транснефти» фактически обеспечила ему монополию на бункеровку в Новороссийском порту.

Примерная схема работы структур Киреева выглядит так: «Транснефть-Сервис» закупала на заводах топливо, доставляла его в порт, сливала и бункеровала суда, прибывающие в гавань «Шесхарсис». Помимо этого топливо сливалось «своим» бункеровщикам, которые использовали его для работы в нейтральных водах либо возле украинских портов. Таким образом, товар «очищался» от НДС, доводился до экспортной кондиции и продавался компаниям Киреева, которые являются держателями «клиентской базы» на Кипре. Они, в свою очередь, продавали бункер иностранным судовладельцам. По некоторым данным, в офшоре оставалось примерно 100–115 долларов с каждой тонны неучтенного в России бункера.

В разное время Сергей Киреев руководил или входил в число собственников полутора десятка коммерческих фирм, среди которых: ООО «Акватрейд», ООО «Алкион», ООО «Альфамарин», ООО «Мегаойл+», ООО «Мегаойл-холдинг», ООО «Найта Ойл», ООО «НБК», ООО «Русбункер», ООО «Стэнойл», ООО «Черноморбункер». Вполне вероятно, что деятельность этих организаций может стать предметом целой серии громких расследований.

Примитивная, но высокодоходная схема не могла остаться незамеченной. Начиная с середины 90-х против Киреева и его бессменного главного бухгалтера Ирины Татевосян (в данный момент занимает должность первого заместителя гендиректора ЗАО «Транснефть-Сервис») было возбуждено несколько уголовных дел по «экономическим» статьям. В частности, в 2007 году Сергей Киреев, будучи руководителем ЗАО «Акватрейд», подозревался в мошенничестве. В 2008 году он был объявлен в федеральный розыск и был вынужден отсиживаться на Кипре, главбух Ирина Татевосян провела некоторое время в СИЗО. Однако связи Киреева в правоохранительных органах помогли ему добиться прекращения уголовного дела.

Представители пострадавшей стороны подали заявление в прокуратуру, которая в 2013 году (когда Киреев уже был генеральным директором ЗАО «Транснефть-Сервис») забрала материалы из МВД и дала старт повторному расследованию, но и тут, судя по всему, Сергею Кирееву удалось замять дело. Сегодня он может спокойно находиться в Новороссийске и продолжать теневой бизнес, совмещая его с важным постом в государственной компании.

Встреча единомышленников

Близкие к «Транснефти» источники говорят, что своими успехами Сергей Киреев во многом обязан бывшему вице-президенту компании Михаилу Арустамову. Официально было объявлено, что Арустамов покинул «Транснефть» после серии скандалов в 2011–2012 годах, но есть все основания считать, что он по-прежнему влияет на ее руководство. Михаилу Арустамову также грозила серия уголовных дел, избежать которых он смог, судя по всему, только благодаря заступничеству президента «Транснефти» Николая Токарева. Ранее оба они работали в компании «Зарубежнефть» и еще с начала 2000-х были не только коллегами, но и деловыми партнерами.

Если верить так называемому Панамскому архиву, Михаил Арустамов вместе с супругой Николая Токарева владел фирмой, которая занималась недвижимостью в Чехии. Но это мелочи. В начале 2016 года стало известно, что СК РФ возбудил уголовное дело, в котором в качестве свидетелей проходили некоторые бывшие топ-менеджеры «Транснефти» и «Зарубежнефти», включая Михаила Арустамова. Правоохранительные органы интересовались использованием средств государственной «Зарубежнефти» при ее прежнем руководстве. В деле фигурировала дочка этой компании – предприятие «Нефтегазинкор», которое контролирует нефтеперерабатывающий завод, завод моторных масел и сеть автозаправок в Боснии и Герцеговине.

До 2010 года владельцами 40% «Нефтегазинкора» были зарегистрированные в РФ частные фирмы «Инвест-технологии» и «Непата», еще 20% принадлежали «Номос-банку». Выходцы из последнего Василий Федоров и Александр Гаек создали в 2008 году финансовую группу «Ронин» (о ней мы еще вспомним). Так вот, в правительстве Боснии и Герцеговины почему-то считали, что «Нефтегазинкор» на 100% контролируется российской государственной «Зарубежнефтью», планировавшей модернизировать предприятия в бывшей Югославии. Получается, что руководство госкомпании позволило частным фирмам присосаться к освоению инвестиционных средств?

Но вернемся в Новороссийск. По некоторым данным, именно по протекции Михаила Арустамова Сергей Киреев в свое время был назначен гендиректором компании «Транснефть-Терминал» – еще одной дочерней структуры «Транснефти». Говорят, что взамен бывший вице-президент госкомпании получил от «спортсмена» не менее 5 млн долл. Теперь после усиления позицией этой группы в НМТП Кирееву поручено замкнуть на себя весь бизнес по экспедированию и бункеровке в портах Новороссийска, Приморска и Козьмино. После продажи пакета «Суммы» в НМТП эти люди могут считать себя полноправными хозяевами Новороссийского морского порта.

Под чужим флагом

Было бы странно, если бы на фоне такой бурной деятельности семья Сергея Киреева оставалась на территории России. По имеющимся сведениям, новый гендиректор Новороссийского порта еще 20 лет назад подготовил пути для отступления на случай проблем с российскими правоохранительными органами. В 1998 году жена и дети Киреева поселились в просторном доме в кипрском городе Фамагуста.

Судя по всему, живут на Кипре и дети президента «Транснефти» Николая Токарева. В октябре 2014 года в местной газете «Симерини» была опубликована заметка о том, что россиянка по имени Майя Болотова подала заявление на получение гражданства Кипра путем натурализации. В качестве ее адреса был указан офис 301 в здании по адресу: ул. Пифагора, 3, в Лимассоле. Журналисты-расследователи обратили внимание на то, что имя и фамилия соискательницы полностью совпадают с данными дочери Николая Токарева. По адресу, который указан в объявлении, расположен офис крупной компании Ronin Europe, которая работает со средствами пенсионного фонда «Транснефти» и имеет связь с личными активами дочери и зятя президента российской госкомпании.

Получила ли дочка Токарева иностранный паспорт, осталось неясным. Но даже сам факт подачи такого заявления порождает вопросы к ее отцу. При формальном подходе это не является нарушением российского законодательства, ведь Николай Токарев не является государственным чиновником. Однако он руководит одной из крупнейших компаний России, которая на 100% принадлежит государству и контролирует почти все нефтяные трубопроводы на территории страны. Глядя на это, сложно не задаться вопросом: что еще может уплыть из Новороссийска к солнечным кипрским берегам?


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Другие новости