0
6865
Газета Экономика Печатная версия

22.10.2019 19:51:00

Власти хотят развивать цифровую экономику путем запретов

О российских инновациях чиновники мечтают на территории Сколкова

Тэги: экономика, цифровизация, открытые инновации, сколково, медведев, штрафы


экономика, цифровизация, открытые инновации, сколково, медведев, штрафы Премьер Дмитрий Медведев позитивно воспринимает все происходящие в стране изменения. Фото РИА Новости

Доступ граждан к интернету премьер Дмитрий Медведев объявил конкурентным преимуществом для российской экономики. Он рассуждал во вторник в Сколкове о цифровых трансформациях с трибуны форума «Открытые инновации – 2019». Однако эксперты указывают, что ведомственный электронный документооборот без концептуальных изменений в госуправлении – это еще не современная экономика, а лишь ее видимость. Ведь многие запретительные решения властей противоречат идее цифрового мира. Медведев продемонстрировал своеобразный взгляд на такие российские реалии: по его словам, это даже хорошо, что законодательство консервативно по отношению к технологическому прогрессу.

Почти трем четвертям жителей нашей страны доступны достижения современных интернет-технологий. О таком конкурентном преимуществе России рассказал во вторник председатель правительства Дмитрий Медведев на пленарном заседании форума «Открытые инновации», который проходит в Сколкове с 21 по 23 октября.

Стремительная цифровая трансформация формирует новую экономику, продолжил премьер. «Всего на развитие «цифры» в нашем бюджете на ближайшие годы предусмотрено 1,6 трлн руб. Но не все вопросы решаются деньгами, хотя деньги нужны и важны», – добавил Медведев.

Напомним, в новом (от 2018 года) майском указе президента одной из целей национального развития стало «обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере». Как сообщалось в материалах правительства, реализация нацпроекта «Цифровая экономика» оценивается более чем в 1,6 трлн руб., на федеральный бюджет в этой сумме приходится около 1,1 трлн руб. Если судить по паспорту нацпроекта, первоочередная цель – увеличение внутренних затрат на развитие цифровой экономики за счет всех источников с 1,7% ВВП РФ, зафиксированных на конец 2017 года, до 5,1% в 2024-м. Ожидается, что доля домохозяйств, имеющих широкополосный доступ к интернету, составит в 2024 году уже примерно 97%.

Медведев перечислил вызовы, которые в рамках цифровой трансформации стоят перед странами, в том числе перед Россией. Первый вызов – цифровая безопасность. Быстрый трансграничный обмен любым количеством информации создает огромные возможности для развития личности, для культурных связей, бизнеса, государств. Но у этого процесса есть и обратная сторона: «Открытость несет весьма значительные риски».

Премьер указал на необходимость обеспечения национальных интересов страны. Это касается и финансовой, и политической сфер. Ни один хакер не должен иметь возможность обрушить всю банковскую систему. «Если мы доживем до того момента, когда у нас будет электронное голосование – а уже пилотные проекты на эту тему реализуются, – то, естественно, эта система должна быть защищена от влияния извне», – добавил он.

Важна и защита персональных данных. «Персональные данные давно стали стратегическим ресурсом. 

Например, мы планируем запустить электронный паспорт в пилотном режиме с 1 марта 2020 года. Эта система будет содержать практически всю важнейшую информацию о человеке. Желающих завладеть этими огромными массивами в мире все больше. Кибератаки происходят в мире каждые 14 секунд», – рассказал премьер.

Россия, как и другие страны, работает над обеспечением кибербезопасности. «Но, к сожалению, обеспечение тотальной безопасности в цифровом мире имеет и свою цену – угроза утраты приватности», – добавил Медведев.

Второй вызов – трансформация рынка труда в связи с роботизацией. «Хотя сегодня ученые утверждают, что в ближайшие два года взамен исчезнувших 75 млн традиционных рабочих мест на планете появятся 133 млн новых. Это внушает некоторый оптимизм, – сообщил Медведев. – Сейчас уже много роботов: в мире работает около 2,5 млн роботов. Но в основном в отдельных странах, которые сделали для себя выбор и к этому технологически и финансово готовы, – Корея, Германия, Сингапур. Уровень занятости там высокий. Но тем не менее мы все равно должны готовиться к серьезной переквалификации людей».

Наконец, третья дилемма – «правовое регулирование, которое не должно тормозить инновационное развитие». «Закон никогда не будет поспевать за технологическими изменениями, и очень хорошо: если бы закон всегда успевал, может быть, никаких технологических изменений не было бы, – считает Медведев. – Закон в силу своей природы консервативен».

Без экспериментов не может быть внедрения новаций, но тестирование очень часто не согласуется с действующими нормами. «Мы должны ускорять вывод новых технологий на рынок, для этого, по сути, перевернуть модель регулирования, принимать не запретительные, а дозволительные нормы», – признал он. Именно такой идеологии придерживается, например, разрабатываемый сейчас закон о регуляторных песочницах для инноваторов, сказал премьер.

Спецпредставитель президента по вопросам цифрового и технологического развития Дмитрий Песков рассказал об успехах происходящей цифровизации. По его словам, по мере оцифровки мир превращается в большую сеть. Первый фактор, который доказывает успех цифровизации, – это досупность технологий. «У нас самый дешевый и самый быстрый интернет», – объявил Песков.

Вторым доказательством успеха цифровизации Песков объявил готовность граждан  доверять свои деньги онлайн-сервисам. «По степени развития, распространения и качества мобильного банкинга Россия устойчиво входит в топ-5 стран мира», – продолжил Песков. То же самое касается, например, и развития системы каршеринга в мегаполисах.

Правда, третий фактор, который упомянул представитель президента, оказался спорным: в этом случае видно, что россиянам приходится приспосабливаться не к цифровым новациям, а к тем проблемам, которые возникают в ходе цифровизации из-за неэффективной, некачественной работы профильных организаций.

Речь идет о готовности граждан платить «штраф за удобство во взаимодействии с тем же государством». «Огромное количество проблем возникает во взаимодействии с мобильным приложением, на портале госуслуг», – уточнил он и рассказал, что получил штраф за машину, которую продал 10 лет назад, и все равно оплатил его в мобильном приложении, потому что это было удобнее, быстрее и проще, чем разбираться в госорганах с возникшей ошибкой. По его словам, появление подобных ошибок и такая реакция людей на них – вовсе не редкость.

Некоторые участники форума восприняли лозунги о цифровой России со скепсисом. «Мы можем сколько угодно рассуждать про наши цифровые компании, но мы все знаем, что случилось с акциями Яндекса пару недель назад и почему, – заметил замдиректора Института проблем передачи информации Российской академии наук Михаил Гельфанд и добавил: – В памятке участника я прочитал, что у нашего форума есть Telegram-канал. Это замечательно, только я напоминаю, что он запрещен».

К слову, последний тезис вызвал бурную дискуссию о том, запрещен ли в России Telegram, удается ли его блокировать. «Telegram в России не запрещен. И я им не просто пользуюсь, а у нас сегодня сеть, которая строится на 150+ российских университетов, и она для своего управления использует Telegram-каналы», – сказал Песков. «Судебные власти данный ресурс признали запрещенным на территории РФ, пользоваться им или не пользоваться – это решение каждого человека», – пояснял ранее глава Роскомнадзора Александр Жаров.

Приведенные примеры доказывают: в ходе цифровизации может меняться форма, но не содержание. Об этом же ранее заявляли эксперты Московского центра Карнеги, которые утверждали, что цифровая трансформация в стране пока становится лишь имитацией перемен (см. «НГ» от 13.10.19). «Часто происходит оцифровка старых функций и документов, а не упрощение процессов управления и создание нового содержания, – поясняли они. – В достижении целей преобладает формально-бюрократический подход («сколько километров нового кабеля нужно проложить»)».

Опрошенные эксперты признают: с одной стороны, ограничения иногда необходимы, с другой – запреты могут тормозить развитие. «Все запреты и ограничения происходят из соблюдения мер безопасности различных уровней. И это может стать одной из основных причин медленного внедрения цифровых экономических систем», – говорит главный стратег компании «Универ Капитал» Дмитрий Александров.

«В целом правительство и Госдума ориентированы больше на снижение угроз – зачастую методами, ограничивающими развитие новых отраслей. Но многие возможности остаются нереализованными, например, интересы военных стали барьером для внедрения сетей 5G», – утверждает старший научный сотрудник Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Степан Земцов.

Как говорит эксперт, вводимые ограничения вызваны желанием государства как-то регулировать информационную сферу, избежать ненужных угроз. «Некоторые инициативы могут оказывать положительное влияние. Например, обязательство по созданию дата-центров в России стимулировало развитие соответствующего рынка, – считает Земцов. – Но возникает опасность формирования цифрового тоталитаризма».

«Развертывание цифровой инфраструктуры (электронные торговые площадки, широкополосная связь, системы управления ресурсами, включая интеллектуальные) создает появление новых цифровых угроз. По этой причине если использование тех или иных программ несет риски, то государство будет их ограничивать, пока не будут созданы технологии, позволяющие убрать риски», – поясняет директор офиса продаж компании «БКС Брокер» Вячеслав Абрамов. Хотя, как уточняет эксперт, существующая в стране программа включает самое главное – «создание экосистемы цифровой экономики».

«Nation 5.0, или общество, живущее вне границ, – кошмарный сон любого государства, поэтому в эту сторону развитие IT будет тормозиться изо всех сил, – полагает управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский. – Между тем в России есть прорывные инициативы, например, касающиеся обеспечения широкополосного доступа к интернету». Также эксперты считают прорывной идеей внедрение электронного голосования.

Ведущий специалист по системе знаний Всемирного банка Лал Прасанна рассказал на форуме о двух полюсах в политике сбора, использования и хранения данных. «Например, в Китае придерживаются принципа локализации. Для этого есть много причин,  к примеру, вопросы национальной безопасности. Но есть страны, например США, которые считают, что пересечение границ данными – нормальная практика, помогающая создавать новые персональные сервисы. Аргументы есть у обеих сторон, различные решения могут хорошо работать в разных контекстах». 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Внутренний спрос – главный драйвер для предприятий

Внутренний спрос – главный драйвер для предприятий

Ольга Соловьева

В РФ сохраняется экономический рост на фоне замедления кредитования

0
3006
В Венесуэле предстоят выборы в условиях жесточайшего кризиса

В Венесуэле предстоят выборы в условиях жесточайшего кризиса

Дмитрий Морозов

Мадуро срочно ищет деньги и способ избежать протестного голосования

0
2675
Искусственный интеллект будет бороться с ростом цен

Искусственный интеллект будет бороться с ростом цен

Анастасия Башкатова

Переход от "экономики дефицита" к "экономике изобилия" зависит от вычислительных мощностей

0
2527
Константин Ремчуков. Министр финансов Китая призвал властные структуры на всех уровнях затянуть пояса потуже

Константин Ремчуков. Министр финансов Китая призвал властные структуры на всех уровнях затянуть пояса потуже

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в КНР по состоянию на 11.03.24

0
4145

Другие новости