Именно кадры в России по-прежнему продолжают решать всё, а не какие-то структуры и механизмы. Вот подобрали правильного тренера, тот грамотно отобрал игроков в команду – и в результате три блестящие игры в течение нескольких дней. А между тем и футболисты, и сборные, и всякие федерации и союзы в нашей стране были всегда, но только побед много лет не было.
Так что теперь надо быстрее переносить футбольный опыт организации конкретного достижения в политическую сферу, в которой реальная деятельность все больше подменяется имитацией. И если в исполнительной власти пиар все-таки вынужден идти рука об руку с какими-то настоящими делами, то в партийной жизни имитация, похоже, победила. Причем даже в самой главной кадровой сфере. Взять, например, «Единую Россию». И ведь тренер у нее уже не какой-то рядовой – бывший президент РФ, а ныне председатель ее правительства. Но расставить игроков, то есть партийных функционеров, в правильном порядке он все никак не удосужится. Владимиру Путину пока явно некогда заниматься собственной партией, а между тем она в своих пиаровских играх подошла, кажется, к опасной черте если и не раскола, то взаимного внутреннего ожесточения – точно.
Несколько месяцев единороссы ведут широкую дискуссию как раз по кадровой проблеме. Прекрасно понимая, что окончательное решение будет принято не ими, а единолично главным руководителем. Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы к рулю не лезло – вот настоящая причина возникновения такой дискуссии. То есть опять мы видим всего лишь имитацию лихорадочной деятельности вместо спокойного и оперативного решения. Мол, закрываем партию на время, очищаемся от попутчиков и преобразуемся в машину для избирательных кампаний. Или, наоборот, снимаем ограничения на прием, превращаемся в КПСС времен ее расцвета, а стало быть, неотъемлемую часть государственного механизма. Но не аргументы «за» или «против» данных вариантов обсуждают сейчас единороссы, они уже перешли на личности и вытащили весь этот базар на публику. Что наглядно доказала последняя передача «К барьеру!» Владимира Соловьева.
Кадровые волнения поразили и одну из старейших партий России – «Яблоко». Проиграв выборы в Думу в 2003-м и в 2007 годах, не показывая особых успехов и в ходе региональных кампаний, «Яблоко» все больше превращалось в виртуальную организацию, только имитируя свое присутствие в политике. И вот в этой партии наконец случились какие-то реальные события. Сменился ее председатель, четко заявлен ряд конкретных установок о внутренней дисциплине, о союзниках и об отношении к действующей власти, теперь, кстати, более партийной, чем прежде. Казалось бы, хотя бы здесь имитация начинает отступать. Однако к «Яблоку» остается еще очень много вопросов, на многие из которых ответов пока нет. Например, создание Политического комитета – это почетная и растянутая отставка Григория Явлинского или, напротив, создание теневого руководства, своего рода партийного ареопага, всё контролирующего, но ни за что конкретно не отвечающего? То есть разыгранный на партийном уровне тот же самый сценарий, который недавно на глазах всей страны реализовал Путин. Полномочия ПК, в частности право на экстренное отстранение лидера партии, больше говорят о вероятности второго варианта.
Но самое главное заключается в другом: внутреннее напряжение в «Яблоке» нынешним съездом все-таки не снято. Например, оппонентам Явлинского, а затем и соперникам Сергея Митрохина на выборах председателя ни моральных, ни тем более номенклатурных компенсаций не предложено. А значит, по устоявшейся яблочной традиции недовольные, проиграв, кстати, вовсе не сокрушительно, в ближайшее время скорее всего превратятся в раскольников. Печальным же для «Яблока» является тот факт, что отколоться могут как раз самые реально активные региональные отделения. Значит, виртуализация продолжится?