0
855
Газета Образование Печатная версия

30.12.2001

Золотые округа столицы

Тэги: столица, образование, изменения


Новый год в России - это еще и середина учебного года. Самое время подвести некоторые итоги, тем более, что 2002-й привнесет в сферу образования множество изменений.

Одним из таких серьезных "опытов" над школьниками может стать в ближайшем будущем так называемое подушевое финансирование. По крайней мере сегодня определен уже один конкретный участник эксперимента - Чувашия. Если говорить кратко, то суть схемы сводится к финансированию государством не школы, как это принято сегодня, а отдельного ученика. То есть поступает ребенок в учебное заведение, за него приходят на счета школы деньги. А если он захочет поменять место учебы, то деньги "последуют" за ним. Расчет здесь на соревновательный момент между школами, который, как надеются наши реформаторы, в конечном итоге неминуемо приведет к улучшению качества образования и к объективному рейтингу школ.

Вопрос этот, конечно, спорный и сложный. И до тех пор, когда дети "ногами" будут определять, какая школа лучше, а какая хуже и в каком районе больше хороших школ, а в каком меньше, время еще есть. Так что сегодня попробуем прояснить эту картину на примере столицы с помощью простого показателя - количества отличников, приходящихся на тот или иной административный округ Москвы.

К выбранному фактору, возможно, многие отнесутся с изрядной долей скепсиса. Ведь общеизвестны случаи "искусственного выращивания" школами отличников. В этот процесс в той или иной степени вовлекаются почти все учителя, и действие зачастую творится на глазах всего школьного коллектива, включая и учеников. Впрочем, в этом году письменные выпускные экзамены у отличников Москвы принимали независимые эксперты, так что некоторая надежда на объективность оценки все-таки существует.

Как видно из приведенной ниже таблицы, бесспорные лидеры списка - Центральный и Юго-Западный округа Москвы, то есть места компактного проживания политической и артистической элиты, а также научно-технической интеллигенции. В числе отстающих - Восточный, Южный и Юго-Восточный округа - места компактного проживания "трудящихся масс" и "приезжего" контингента столицы.

Пристроить своих детей на учебу в школы Центрального административного округа стремится творческая и научная интеллигенция со всей Москвы. Поэтому 75% детей, обучающихся в Центральном округе, - дети из самых разных районов столицы. В то же время "местным" школьникам, которые не отвечают требованиям "центральных" учебных заведений, зачастую школьное руководство советует подобрать место учебы "попроще". В Центральном округе столицы - около 360 образовательных учреждений, из них - 138 государственных школ. 31 школа с углубленным изучением иностранных языков, 4 гимназии, 3 лицея, 19 учебно-воспитательных комплексов, 87 школ с углубленным изучением самых разных предметов.

Серьезные конкурсы в престижные "центральные" школы определяют достаточно жесткую политику данных образовательных учреждений. В чем она заключается? Во-первых, здесь нужно учиться. Основной упор - на систематический и строгий контроль знаний учащихся. С ученика, как правило, требуют дополнительных знаний по предмету (даже если их не дают?!). Не стоит забывать, что порой классы в этих школах просто переполнены: всем же в приеме не откажешь! И соответственно здесь принято готовить уроки с репетиторами или на худой конец с гувернерами.

Устойчивому росту материального благосостояния большинства школ округа способствуют "вступительные добровольные пожертвования". Многие родители, чтобы пристроить сюда детей, жертвуют в "фонд друзей школы" очень даже немалые суммы. Кстати, связь с родителями здесь не прерывается со временем, и переложить обязанности по обучению и воспитанию детей на плечи школы, как это зачастую бывает в школах спальных районов, редко кому удается. Учительский контингент здесь не меняется годами, основной костяк - еще советской закалки. Устойчивы и связи школ с элитарными вузами столицы.

Округ Золото Серебро Итого Золото Серебро Итого Кол-во жителей,

1999-2000 1999-2000 1999-2000 2000-2001 2000-2001 2000-2001 тыс. человек

Восточный 67 245 312 117 215 332 1124,0

Западный 75 262 337 115 275 390 952,5

Зеленоград 26 80 106 38 71 109 201,5

Северный 78 159 237 82 152 234 890,0

Северо-Восточный 100 310 410 140 301 441 1 076,0

Северо-Западный 73 168 241 91 169 260 890,0

Центральный 141 346 487 164 290 454 603,1

Южный 31 264 295 52 281 333 1 272,1

Юго-Восточный 42 194 236 90 215 305 946,3

Юго-Западный 137 376 513 176 330 506 850,2


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Москва увеличит размах "Города образования"

Москва увеличит размах "Города образования"

Галина Грачева

В 2019 году важнейший педагогический форум планируется провести с еще большим размахом

0
865
Россия просит ОБСЕ навести порядок  в Прибалтике

Россия просит ОБСЕ навести порядок в Прибалтике

Екатерина Трифонова

Дипломатические и уличные протесты против дискриминации неграждан прошли синхронно

0
1575
Нефть и оборона – главные драйверы российской экономики

Нефть и оборона – главные драйверы российской экономики

Анастасия Башкатова

Провалы в образовании тормозят инновационное развитие

1
1701
Школьникам должно быть немножко страшно

Школьникам должно быть немножко страшно

Антон Зверев

Чиновники срочно восстанавливают нарушенный баланс кнута и пряника

0
1384

Другие новости

Загрузка...
24smi.org