0
1113
Газета Образование Интернет-версия

04.04.2002 00:00:00

Демократия с американским акцентом

Тэги: демократия, россия, образование


В конце марта в одном из столичных университетов прошла международная конференция "Содержание и методы современного гражданского образования: новые подходы". Прошла с размахом, красиво и культурно. С фуршетом, с горой литературы на аккуратных столах... под патронажем американцев, сильно озабоченных плохим воспитанием российских детей. С одной стороны, очень радует, что мировое сообщество так обеспокоено состоянием дел в нашем государстве. С другой стороны, задаешься вопросом: зачем же это американцам надо, когда у них у самих с воспитанием молодого поколения очень даже большие проблемы?

Итак, что нового в воспитании гражданина? Американская сторона (Американские советы по программам образовательного обмена) полна энтузиазма. Представитель посольства США Мария Львова: "Цель программ - налаживание взаимоотношений, развитие демократии в России. Конечно, программы сократились за два года, конкурс повысился. Россия - это уже зрелая демократия, плюс повлияли события 11 сентября. Но программы продолжаются".

На конференции собрались энтузиасты-преподаватели граждановедения из различных регионов России, многие из них - выпускники программ "Партнерство в образовании", "Открытый мир". Идея толерантности, психологического сопровождения образовательных процессов, права человека в средней школе - вот спектр обсуждавшихся проблем.

Анатолий Азаров, руководитель Московской школы прав человека, обратился к собравшимся граждановедам так: "Господа нелегалы и подпольщики!" Согласно штатным расписаниям и правилам Минобразования, преподавателей граждановедения в природе нет. "Эта дисциплина пока не имеет легального статуса - есть только история и право в средней школе. Стандарты 2000 года предполагают минимум граждановедения в курсе истории. Государство в принципе отказалось от подготовки обществоведов. Пополняют эту нишу негосударственные фонды и центры по правам человека, международные организации... ООН и ЮНЕСКО предпринимают грандиозные усилия для внедрения проблематики прав человека в образование, так как осознают, что демократия - это не состояние, а процесс. Демократии нельзя научить одно поколение. Этому нужно учить всю жизнь".

Александр Талонов, Государственный университет управления: "Надо воспитывать неравнодушных людей, активных в общественной жизни. Начинается это уже с лестничной клетки: "общая, значит, не моя". Наши подъезды - это декорации к фильмам ужасов. Необходимо воспитывать чувство собственности и гражданской ответственности в людях".

Всеволод Луховицкий, представитель Молодежного центра прав человека: "Давайте обсудим, чему, собственно, мы собираемся учить? Единых госстандартов у нас не должно быть, так как идеология прав человека - это именно идеология, вера. Говорить, что государство обязывает обучать основам прав человека, по-моему, противоречит тем самым правам человека: все имеют право на собственные убеждения и выбор. Рассмотрим примеры о подростках и милиции. Нет в учебниках граждановедения ни одного примера, когда милиция нарушает права человека, и нет обсуждения механизмов защиты для подростков. Это главное противоречие - да, все красиво в теории, но в школе одно, а на улице другое. Давайте честно: массовые программы по преподаванию граждановедения сегодня - это эклектика".

Яков Соколов, автор учебников по граждановедению, заслуживает нашего и вашего отдельного внимания, мы процитируем его чуть подробней: "Мы говорим в наших учебниках о взаимоотношениях с милицией. Но мы не можем призывать к конформности. Если мы будем инструктировать детей по каждому поводу, то мы не поговорим о многих серьезных проблемах: о воинской службе, суде присяжных и смертной казни. Хотя бы обсудить надо успеть, потому что всего один час в неделю. Конечно, проблем много, перспективы блестящие... Мне зачастую хотят объяснить, каким должно быть граждановедение. Я не против. Но объясняйте цивилизованно. Открываю утром газету - если про меня какая-нибудь гадость не написана, значит, пресса работает плохо. Но учителя граждановедения увидели: дети слушают курс с интересом, познают окружающий мир, задают вопросы. Учебник "работает". Поэтому я даже и не собираюсь слушать рассуждения, что там должно быть в этом курсе. Не все идеально, безусловно. Но все проблемы, которыми живет общество, есть в курсе... Мой курс - это стабильный учебник, который является первым российским учебником по граждановедению для 5-9-х классов. Основа учебника - проблемы жизни и общественного права, сам человек, его проблемы, нужды, перспективы. Никто ничего не утверждает и не навязывает в учебнике: это только рассуждения. Предусмотрен "профилактический курс" для 7-го класса. В 8-м классе мы обсуждаем алкоголь, наркотики и СПИД. В 9-м - жизнь и смерть, социальные болезни, достаток и нищету. Многие говорят, что написано мрачно. А как писать о том, что вокруг криминал и беспредел? Надо детям все объяснять. Объяснять в первую очередь. Ведь никто из них не догадывается, что есть отлаженные механизмы втягивания в преступные группы, манипуляторы и соблазнители. В этом курсе надо пытаться замерить умение мыслить и аргументировать свои мысли. Нельзя ведь поставить тройку за то, что ученик не согласен с отменой смертной казни. Ребенок, будучи неуспешным в физике или химии, может реализовать себя в граждановедении, потому что здесь нужна не зубрежка, а мнение. Учитель грамотный - он вообще молчит на уроках. Он только регулирует процесс общения. Учитель, который начал преподавание по этим учебникам, - он наш человек, он за три месяца увидел результат. Когда учитель с этими учебниками приходит в класс, все само собой начинается... Мне соавторы предлагают добавить в курс главы о сексе. На первый взгляд кажется: как же можно о сексе писать, это же не граждановедение? Но сделать это можно и нужно. Еще Игорь Кон пытался создать такой учебник. Но надо написать так, что вроде бы об этом, а в то же время не об этом. Так что у нас большие планы".

Преподавателей граждановедения, как говорилось выше, якобы нет. А вот учебник "Граждановедение" есть, и он очень портит нервы родителям и настоящим педагогам. Об учебниках Якова Соколова мы уже писали. Но, видимо, мало. Учебники продолжают выходить. Число "наших учителей" Якова Соколова растет. Из 10 школ Москвы, в которые мы позвонили, 8 имеют в своей сетке расписания урок "Граждановедение". Во всех этих школах главный упор на учебник Соколова...

Возьмем сегодня самое новое и безобидное, что есть в программах Соколова, - тесты. Цитировать учебники, которые можно с уверенностью назвать "тюремной азбукой", не будем. Рука, знаете ли, не поднимается. Да и зачем? Откройте любые страшилки из "желтой прессы" и читайте. "Безобидные тесты" Соколова составлены довольно резко и ультимативно, что, кстати, не совсем верно даже с психологической точки зрения. Получив характеристику "встряхнитесь, перестаньте коптить небо", какой-то девятиклассник, может, и встряхнется, а другой, возможно, ко всем своим проблемам заработает еще и депрессию. Психика подростков - вещь тонкая. Тест "Идеальная жена" (учебник для 9-го класса) подразумевает непременное наличие у девушки таких качеств, как умение вкусно готовить, стирать, гладить и разбираться в искусстве. Отсутствие хотя бы одного качества приводит к определению "Вам суждено быть заурядной женой" и к рекомендации стать "лучшим другом пылесоса". Намеренная и даже надуманная серьезность тестов приводит к тому, что получить характеристику "балдеж для вас - пока главное в жизни" старшекласснику ничего не стоит!

В общем, исследовав творчество Якова Соколова, мы опять остались в полном недоумении. Ну, почему "мерилом нашей гражданственности" американскими спонсорами выбран именно Соколов?

На досуге мы прочли в газете "Трибуна" текст: "Размышления о реализации Американской Доктрины против СССР" Аллена Даллеса (1945 год), и задумались! Прочтем вместе: "Мы найдем... своих союзников в самой России... Мы будем всячески поддерживать и поднимать так называемых творцов, которые станут насаждать и вдалбливать в человеское сознание культ секса, насилия, садизма и предательства... Будем браться за людей с детских, юношеских лет, главную ставку всегда делать на молодежь, станем разлагать, развращать, растлевать ее..." Впрочем, может, враги - мы себе сами?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
946
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1278
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
982
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
812

Другие новости