0
633
Газета Образование Печатная версия

20.08.2003

Золотая жила для государства

Тэги: mba, лицензирование, распространение

Российская ассоциация бизнес-образования (РАБО) - негосударственное, некоммерческое добровольное объединение российских учреждений бизнес-образования - была создана в декабре 1990 г. Ассоциация объединяет школы бизнеса и учебные центры, ставящие своей задачей подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров для развивающегося российского бизнеса. Члены РАБО - российские и зарубежные школы бизнеса, крупнейшие экономические вузы, представленные своими подразделениями бизнес-образования, и многие другие государственные и негосударственные учреждения высшего и дополнительного профессионального образования. Недавно завершился эксперимент по реализации программ МВА (Master of Business Administration) в России, инициированный РАБО. О перспективах, целях и задачах бизнес-образования в России - наш разговор с одним из основателей РАБО (1990 г.), а с 1996 г. по настоящее время ее президентом, профессором Леонидом Евенко.

mba, лицензирование, распространение Леонид Евенко вручает дипломы выпускникам программы МВА.

- Леонид Иванович, недавно в Минобразования РФ обсуждали итоги эксперимента по реализации программ МВА. Каков главный вывод? Каковы в связи с этим тенденции развития МВА в России?

- Общее мнение - эксперимент завершен успешно. Начиная со следующего учебного года МВА должна стать регулярной программой, которую могут осуществлять практически все высшие учебные заведения страны. В ближайшее время (где-то до середины сентября) будет рассмотрен порядок лицензирования. И до 1 марта будущего года все учебные заведения - участники эксперимента и все остальные, которые не подавали еще заявки, должны будут пройти этот новый утвержденный порядок лицензирования. Сегодня около 5600 человек обучается на МВА и годовой выпуск составляет 3000 человек. Это примерно уровень Германии, где 90% программ МВА появилось после 1998 года.

- С лицензированием и аккредитацией программ МВА в России более или менее понятно. Но многие школы бизнеса хотели бы иметь еще и зарубежную аккредитацию.

- Здесь тоже прошли значительные события. Американская ассоциация AACSB, недавно переименованная в Международную ассоциацию передовых университетских школ (AASCB-International), после десятилетней замкнутости на Американском континенте сейчас приняла политику распространения программ МВА по всему миру. И поэтому теперь ее аккредитация считается уже не американской (существовавшей с 1916 года), а международной. Теперь, вне зависимости от того, хотим мы этого или не хотим, все мировое бизнес-образовательное сообщество будет двигаться к этому американскому стандарту. Впрочем, даже для американских бизнес-школ это очень серьезное новшество, и переход к нему будет осуществляться постепенно. Конечно, мы хорошо знали об этих тенденциях, и в целом по своей философии и по принципиальному содержанию российские государственные требования к программам МВА не противоречат новому международному стандарту. Хотя переход на международный стандарт потребует от нас очень и очень углубленной работы и значительного времени.

- Как связана сегодня программа МВА с потребностями рынка труда в России?

- Пока еще рядовой работодатель в России не очень представляет себе, что такое МВА. Впрочем, с одной стороны, о нас ничего не знают, с другой - в рекрутских агентствах есть заявки на МВА, в том числе на МВА-Executive. Ведь что такое специалист, получивший образование по программе МВА, - это менеджер широкого профиля, так называемые менеджеры-дженералисты, которые в состоянии самостоятельно руководить предприятием или компанией. И потребность в таких специалистах очень высокая. Те, кто знает об МВА, пользуются такой возможностью. Нам сейчас очень помогает диплом МВА и то, что создана правовая база. Очевидно, что с внедрением международного стандарта во всем мире ожидается настоящий бум МВА. Поэтому наша потребность в МВА совершенно не удовлетворена. За короткий период нам нужно подготовить 10 тысяч менеджеров, но только хороших, качественных. Если учесть, что китайцы уже готовят 15 тысяч, а американцы - больше 100 тысяч (104 тысяч), то наше отставание очевидно. Правда, здесь многое зависит от рынка труда в России. Потребность есть, но она должна быть еще и оформлена в виде платежеспособного спроса. А вот рынок неравномерен. 82% всех МВА сосредоточено в Москве, 7% - в Петербурге и только остальные 11% - в 15 городах России.

- Что тормозит развитие отечественной МВА?

- Невозможно перепрыгнуть через самих себя. Тормозит процесс развитие нашей рыночной экономики, потому что МВА - это дитя рыночной экономики. Отрадный факт, что полноценные программы МВА в России уже есть и что есть РАБО, объединяющая свыше 100 бизнес-образовательных учебных заведений. Не хватает пока преподавателей, которые могли бы вести подготовку именно зрелых людей (средний возраст старше 30 лет) на очень высоком уровне, которые готовы были бы активно внедрять новые методы и новый опыт, преподавателей, ориентированных на потребности корпораций, индивидов, а не только на науку. Нам нужно еще поднабраться опыта эффективного ведения бизнеса в России.

- Расскажите, пожалуйста, подробней о наших программах МВА, их особенностях, качественных и количественных характеристиках.

- В международных стандартах написано, что не может быть какой-то одной программы, узкого понимания МВА, однотипных требований к преподавателям. МВА - это преподавание для взрослых, для карьеры и для повышения эффективного управления организацией. Менеджмент многолик. С одной стороны, МВА - это серьезное научное образование, которое идет параллельно магистратуре, с другой стороны - это адаптация к конкретным требованиям МВА определенного контингента слушателей. Выяснено, что людей 28, 35 лет и 50-летних надо учить по-разному. Первые должны уметь работать с книгой, вторых надо учить интегрировать то, что они уже знают, а третьи должны иметь возможность расширить свой кругозор. Отсюда - требование самых разных специализаций. И этого разнообразия не стоит бояться. Его надо поддерживать.

Сегодня есть у нас, по мнению экспертов, около двух десятков программ МВА, находящихся на приличном среднем европейском уровне. Наша бедность нас ограничивает. В других странах МВА "подкармливают" корпорации, на региональном уровне - государство, у нас этого нет. Мы же сегодня от государства не просим ничего, считаем, что это безнравственно. Бизнес должен сам себя оплачивать... Что касается сроков обучения, то, как правило, нужно начать с повтора базовых курсов для менеджеров-дженералистов, которые включают в себя комплексное изучение маркетинга, менеджмента, финансов и так далее. А дальше программа сужается "по интересам". И это востребовано - в ВШМБ АНХ, например, мы предлагаем слушателям 76 курсов по выбору. Каждый слушатель набирает себе в учебный план дисциплины в соответствии со своими запросами и интересами.

- В ходе эксперимента проверялась работа 30 отечественных школ бизнеса, наверняка определились лидеры?

- Лидеры, конечно, есть. В основном это те школы, которые давно пришли на рынок образовательных услуг. Из всех школ выделяется Академия народного хозяйства. За время эксперимента она выдала 50% всех дипломов МВА. Потому что изначально это был не просто вуз, а организация, которая готовила крупных руководителей. Под ее крышей сегодня работают более 10 подразделений, каждое из которых можно считать бизнес-школой - в частности, ВШМБ, ИБДА, Высшая школа финансового менеджмента, Высшая школа корпоративного управления. Много специалистов готовят МИРБИС, Высшая школа экономики, Государственный университет управления, Международный институт менеджмента в Санкт-Петербурге и другие. Но к рейтингам школ бизнеса мы сегодня пока не готовы. Хотя┘ Фонд "Евразия" согласен привлечь средства для формирования фонда по получению кредитов (под низкий процент) для соискателей российских программ МВА. Деньги будут поступать в этот фонд из частных источников, в том числе и зарубежных. Но условие такое: давать кредит будут только тем, кто пойдет в надежные российские школы бизнеса. В связи с этим принято решение сделать "мягкий" рейтинг отечественных школ. Отобрать полтора десятка и описать, чему эти заведения учат и как. Мы не будем стремиться всех ранжировать и объявлять, кто первый, кто второй. Но мы постараемся представить потребителю точную и полную информацию. Для начала выпустим справочник о большинстве школ и программ МВА. Таковы наши ближайшие планы.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Аккредитация не должна мешать академическим свободам вузов

Аккредитация не должна мешать академическим свободам вузов

Слушания по важным для высшей школы вопросам перенесены на осень

0
2224

Другие новости

Загрузка...
24smi.org