0
912
Газета Образование Печатная версия

12.03.2004

Студенческая мобильность

Тэги: франция, рейферс, образование, реформа, болонский процесс

В последнее время от наших академиков и ректоров все чаще можно услышать опасения, а не потеряет ли Россия свой высокий уровень образования от вступления в Болонский процесс. Совсем недавно президент страны Владимир Путин, выступая перед студентами красноярских вузов, сказал буквально следующее: «Мы должны состыковать нашу систему образования с западноевропейской системой образования, при этом не утратив высокий уровень, который имелся в Советском Союзе и сейчас еще сохранен в России в ведущих вузах страны...» Виктор Садовничий, ректор Московского госуниверситета, незадолго до этого тоже подчеркивал, что перед системами образования европейских государств и России пока стоят разные задачи. По мнению Виктора Садовничего, России, например, бакалавриат не нужен сегодня в такой степени, как Европе. Для нас гораздо важнее сохранить свой научный потенциал и наше преимущество в развитии фундаментальных наук. В каком направлении идут изменения в европейской системе образования и чего ждут от России в связи с ее вступлением в Болонский процесс, мы обсуждаем с замдиректора кабинета министра молодежи, национального образования и научных исследований Франции г-ном Жози Рейферсом. Напомним, именно Франция способствовала вступлению России в Болонский процесс.

– Господин Рейферс, говорят, что одной из причин создания единого образовательного пространства Европы является желание Германии, Франции, Италии и Великобритании противостоять «засилью» американского образования в мире. Так ли это?

 

– Из 100 студентов, обучающихся за рубежом, 28% едут в США, всего лишь 9% во Францию, еще меньше – 8% в – Германию и так далее. То есть в Европу едет совсем небольшое количество молодых людей. Если мы хотим сохранить свою и российскую культуру для потомков, нам необходимо заманить студентов к себе, в Европу. Для этого нам нужно строить общеевропейскую систему образования. И уже для этого – соблюсти ряд требований. Первое – за высшее образование должно нести ответственность общество. Оно не может подчиняться одним только законам коммерциализации. Второе – нам важна гармонизация дипломов. Далее мы озабочены созданием общей системы условных единиц («кредитов»), подлежащих переводу, то есть общие оценки для всех. Третье условие – развитие университетской науки. И отвечая на ваш вопрос, отмечу один важный нюанс – мы строим объединенную европейскую систему не потому, что американская система плоха. Мы хотим построить свою образовательную систему, способную конкурировать с американской.

 

– Чего ожидает Франция от вступления России в Болонский процесс?

 

-Русский народ – народ с великой историей, он может обогатить европейскую культуру и сделать наше европейское образование более притягательным для других стран. К тому же если Россия будет принимать участие в этом процессе, то и многие страны Европы ускорят свое вступление в него.

 

– Во Франции, как и в России, идут реформы в образовании. Отношение к ним со стороны общества и у вас и у нас – неоднозначное. Правда, в России еще не бастуют студенты по поводу реформы, как во Франции. Поясните, пожалуйста, а чем недовольны оппоненты вашей реформы?

 

– В ноябре действительно прошла активная критика реформы образования и был ряд забастовок. Но в них принимали участие чуть более 15 тысяч студентов. Тогда как общее число студентов – 2 миллиона человек. Но газеты и телевидение очень раздули эту проблему. Новая система вводит обязательную конкуренцию между университетами. Студенты этого не хотят. Они хотят, чтобы образование было равным для всех, как это было раньше.

 

– Скажите, пожалуйста, что, на ваш взгляд, самое важное в вашей реформе высшего образования?

 

– Старая система подразумевала очень жесткое регламентирование того, что должен изучать студент. Например, 10 часов по одному предмету, 10 – по другому. Сейчас программы будут более гибкими. Студент сам себе будет набирать, какие предметы ему нужны для диплома. Мы говорим, придумайте диплом, наполните его содержанием, а мы посмотрим, что из этого получается.

 

– Российская система высшего образования более консервативна. Едва ли наш ректорский корпус легко согласится с такого рода нововведениями. В таком случае, как будут гармонизированы такие две разные системы?

 

– Первая и главная наша цель приравнять дипломы стран Болонского процесса, чтобы не ограничивать мобильность студентов и чтобы молодые люди могли выбирать между вузами. В любом случае реформа набирает обороты постепенно. Сейчас во Франции уже есть ряд университетов, которые перестроились согласно реформе, а есть и университеты, которые еще ждут своего часа. И в России, очевидно, все будет также. Перемены будут происходить постепенно, по мере постижения их целей и принятия их обществом.

 

– Когда будут полностью реформированы ваши университеты?

 

– До 2010 года все университеты Франции должны будут вступить в эту реформу. Другие к тому времени уже закончат свое реформирование, как, например, в Италии.

 

– У вас уже есть прогноз, во сколько раз может увеличиться приток русских студентов во Францию за это время?

 

– Во-первых, количество договоров со студентами из России ежегодно растет на 20%, к 2010-му – планируется, что их будет уже до 5 тысяч.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Высшая мера социальной справедливости

Высшая мера социальной справедливости

Анастасия Башкатова

Власти защитят пенсионную реформу репрессивными методами

0
2253
Рок обвертеть собой иль икру, иль сало

Рок обвертеть собой иль икру, иль сало

Евгений Лесин

Елена Семенова

К 310-летию со дня рождения сатирика и дипломата Антиоха Кантемира

0
1247
Революции рождаются в школе

Революции рождаются в школе

Михаил Лазарев

0
1104
Российским студентам не хватает мобильности

Российским студентам не хватает мобильности

Наталья Савицкая

Новый тренд в высшем образовании – востребованы специализации с "углублением"

0
1047

Другие новости

Загрузка...
24smi.org