0
648
Газета Образование Печатная версия

18.06.2004

Пойдет ли учитель бить стекла в мэрии?

Тэги: учитель, оплата, концепция


учитель, оплата, концепция Новая концепция оплаты учительского труда особенно выгодна педагогам начальной школы.
Фото Михаила Циммеринга (НГ-фото)

О необходимости изменения системы оплаты учительского труда помышляют уже давно. На днях в Государственном университете – Высшая школа экономики была представлена новая концепция штатно-окладной системы оплаты труда учителей. Новая концепция, впрочем, как и другие доклады, представленные за последнее время правительству Высшей школой экономики и направленные на поиски наиболее эффективных путей решения проблем в образовании, кому-то, вероятно, покажется жесткой, в чем-то радикальной и даже непопулярной┘ Ее авторы тем не менее уверены в обратном.

Итак, обратимся к тезисам новой концепции. Среднемесячная зарплата во всех дневных общеобразовательных заведениях России составляет примерно две трети от среднемесячной зарплаты в экономике. Кроме того, она носит ярко выраженный региональный характер (например, от 1,9 тыс. руб. в Воронежской области до 2,5 – в Ярославской). И здесь порой обнаруживаются довольно странные закономерности. Как показывают официальные данные, уровень благосостояния региона в целом не сказывается столь же положительным образом на зарплате учителей. Точнее сказать, зависимость здесь обратно пропорциональная. Именно в богатых регионах бюджетники получают меньше, чем в дотационных.

Экономисты убеждены: в учительство идет не самая лучшая часть педагогического сообщества. Более квалифицированная, успешная и талантливая находит себе применение в других областях деятельности. Ряд академиков убеждены: если учительская среда сегодня – собрание неактивных людей, то вливание любых средств в образование приведет всего лишь к раздуванию учительских кадров. Значит, делать этого нельзя┘

В систему оплаты учителей положен сегодня урочно-почасовой принцип. Много провел уроков – много получил. Внеурочная, внеклассная, воспитательная работа и работа с родителями в тарификацию не входит и не оплачивается. И вывод здесь не может быть другим: такая система, увы, себя не оправдала. Учителя берут большую нагрузку, не успевают готовиться к урокам и повышать свой уровень образования. Чтобы ставок в школе было больше, директора школ увеличивают количество классов, раздувая учительские кадры. В среднем в России на одного учителя приходится 15 учеников, а в развитых странах – 17. Отсюда и удивление наших экономистов: «Мы – такая богатая страна, что можем позволить себе «элитарное» образование? Наши ученые приводят несколько парадоксальные данные, которые стали известны после проведения Единого госэкзамена. Оказывается, успеваемость выше там, где учащихся в классе более 20 человек.

Центр трудовых исследований сообщает, что сегодня в целом по стране в сфере образования работают около 6 млн. человек, это примерно 9% всех занятых трудовой деятельностью. И есть регионы, где в образовании работает каждый пятый житель региона. Почему? Потому что педагогам в регионах более или менее регулярно выплачивают зарплату. Как может в таких регионах работать экономика, удивляются ученые. Вообще, как свидетельствует статистика, за последние 10 лет доля людей, работающих в сфере образования, значительно возросла, потому что упала экономика.

В новой концепции рассматривается снятие жесткой зависимости между оплатой труда и количеством урочных часов на одного учителя, а также введение внеурочной деятельности в объем оплачиваемой работы. Предполагается также устранить существующую сегодня диспропорцию в оплате труда учителей начальной и средней школы и уравнять их в зарплатах, установив верхнюю планку уроков на уровне 18 часов.

Как подсчитали экономисты, при избыточной численности учителей их доля в школах достаточно низка. Она составляет 62–65% от общей численности работающих в школах. За рубежом – доля учителей в школах составляет 70–75%. Эксперты говорят, что нужно каким-то образом оптимизировать расходование бюджетных средств и в этой части.

Понятно, что приближающийся демографический провал лишит часть учителей работы, а новая концепция оплаты труда приведет к своеобразной «чистке» учительского корпуса, и тогда вопрос только в одном: пойдет ли выброшенный на улицу учитель забивать сваи? Нет, говорят наши ведущие экономисты. Не пойдет. Учитель пойдет бить стекла в мэрии. Что ж, уважаемые власти, готовьтесь. Ведь в процессе модернизации из школы уйдут 450 тысяч учителей (цифру озвучил еще бывший министр образования Владимир Филиппов).


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Бедный учитель в зоне риска школьного буллинга

Бедный учитель в зоне риска школьного буллинга

Наталья Савицкая

Около 50% педагогов подвергались агрессии со стороны своих подопечных

0
2161
Путин даст "русскому миру" защиту и убежище

Путин даст "русскому миру" защиту и убежище

Иван Родин

Президент подписал Концепцию миграционной политики по дороге на Всемирный конгресс соотечественников

0
1261
Официант, подающий знания

Официант, подающий знания

Игорь Аглицкий

Преподавание математики в старших классах – это испытание не для слабонервных

0
1965
До понедельника дожили

До понедельника дожили

Алексей Малашенко

Почему классика советского кино – фильм "Доживем до понедельника" – воспринимается в разном возрасте по-разному

0
2734

Другие новости

Загрузка...
24smi.org