0
1347
Газета Образование Интернет-версия

26.11.2004 00:00:00

Два школьных аттестата или «два в одном»?

Тэги: егэ, образование


егэ, образование В концепции единого экзамена пока больше вопросов, чем ответов... Есть над чем задуматься.
Фото Натальи Преображенской (НГ-фото)

Российский Совет развития образования (РОСРО) накануне совместного заседания Министерства образования и науки РФ и Союза ректоров России, а также в преддверии рассмотрения вопроса в правительстве РФ обсудил эксперимент по Единому государственному экзамену с тем, чтобы прийти, наконец, к единому мнению в отношении дальнейшей судьбы экзамена (напомним, что в 2007–2008 году Единый госэкзамен внедрят по всей стране).

Впрочем, к единому мнению собравшиеся пока так и не пришли, потому что сколько членов РОСРО, столько и точек зрения┘ Более того, накал страстей показал, что легкого и быстрого пути решения вопроса нет. Обсуждение началось, собственно, с самого ответа на вопрос: «А что такое ЕГЭ?»

Испытание ли это для школьника, свидетельствующее об освоении им программы полного среднего образования, или инструмент внешней объективной сопоставимой оценки? Достаточное ли это испытание для поступления в вузы или это всего лишь инструмент для отбора детей, способных продолжать обучение в высшей школе? Второй поворотный момент дискуссии свелся к обсуждению – добровольный ли этот экзамен или обязательный. И если добровольный, то для кого – ученика или вуза, а может, вообще и для того, и для другого? То есть все ли ученики обязаны сдавать ЕГЭ? И обязаны ли все вузы принимать результаты по ЕГЭ?

Большинству членов РОСРО абсолютно ясно, что современная система оценивания достижений выпускников школ себя изжила. Она несправедлива, непрозрачна, неадекватна и не отвечает мировым стандартам. Ее надо менять. Это она (в значительной степени) привела к тому, что школа фактически занимается сегодня организованным обманом, выдавая свидетельства об окончании школы всем школьникам, потому как не менее 20% школьников не осваивают курса средней школы по математике, а 10% школьников изучают на занятиях потолок. И именно она повинна в том, что школа стала, по меткому выражению директора школы Ефима Рачевского, местом «отсроченной» социализации, «камерой хранения», «вызревания» и «отстоя» для значительной части школьников по причине ограниченности карьерных возможностей для выпускников основной школы. Именно она привела страну к кризису современной системы начального профессионального образования, но┘ сможет ли ЕГЭ исправить эту ситуацию?

Уверенности в этом у собравшихся нет. Несовершенные контрольно-измерительные материалы (КИМы) современного ЕГЭ – это козырь противников данной системы. КИМы слабы и даже в некоторых случаях ошибочны. В ходе надзора за проведением ЕГЭ и анализа работ выпускников выявлены неоднократные случаи умышленного нарушения процедуры ЕГЭ. Это тоже слабое звено системы.

И все же систему надо менять. Советник премьер-министра Фрадкова Владимир Филиппов эмоционально вопрошает собравшихся для дискуссии, если система несовершенна, предложите что-то взамен... Альтернативы нет.

Взамен предлагают внести «либеральный принцип». Например, член РОСРО Ирина Хакамада предлагает позволить школьнику выбирать форму сдачи экзаменов в вузы: ЕГЭ или традиционную (существующую сегодня). А вузы обязаны эту «добровольность» учитывать.

Ту же добровольность предлагают учитывать и на этапе сдачи ЕГЭ. Ведь, по статистике, примерно 10% учеников не идут учиться в вузы, а 20% знают плохо математику. Так зачем же в таком случае «травмировать» этих славных учеников, вопрошают участники дискуссии. Им можно и не сдавать ЕГЭ... При этом в вузы следует принимать только выпускников с результатами по ЕГЭ. После такого заявления стало как-то совсем грустно. А если ребенок талантливо пишет сочинения и при этом имеет «два» по математике? И вдруг «добрые тети» «уговорят» такого ребенка не сдавать ЕГЭ. А если он – Ландау (у которого, кстати, были проблемы с сочинениями)?

Не надо всем сдавать ЕГЭ, добавляют другие члены РОСРО, потому что тем самым мы стимулируем всех выпускников продолжать обучение в высших учебных заведениях страны. И кто в таком случае пойдет работать на стройки? Но тут же слышны возражения других, если все эти оговорки принять, то правомерен вопрос: а нужен ли вообще ЕГЭ?

Итак, считают члены РОСРО, нужно срочно решить судьбу ЕГЭ. Возможна ли, например, частичная сдача ЕГЭ? Два обязательных экзамена (русский и математику) сдают в школе по двум схемам (ЕГЭ или выпускной экзамен), а вот предметы по выбору (биология, химия, иностранный язык и так далее) сдают только по форме ЕГЭ. Может ли вуз варьировать и выбирать сам соотношение и сочетание других олимпиад и Единого экзамена? У вас еще не закружилась голова после прочтения этих предложений? Тогда опять же вопрос на засыпку: а зачем тогда нужен ЕГЭ...

Еще обсуждение на РОСРО показало, что авторы идеи ЕГЭ, по признанию ректора Высшей школы экономики Ярослава Кузьминова, по-прежнему обороняются, а это заведомо позиция слабого. В позиции к ЕГЭ самого ректора Кузьминова явно замечены существенные изменения. Ректор стал более гибок в этом вопросе и убежден, что делать систему предельно жесткой не стоит.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Искусственный интеллект займется квартирным вопросом

Искусственный интеллект займется квартирным вопросом

Анастасия Башкатова

Правительство обеспокоено торможением ввода жилья

0
449
В России случилось октябрьское экономическое чудо

В России случилось октябрьское экономическое чудо

Михаил Сергеев

Аномальный рост в одном осеннем месяце не уменьшил рисков наступления рецессии в 2026 году

0
855
КПРФ громко защищает "алтайских товарищей" от уголовного дела

КПРФ громко защищает "алтайских товарищей" от уголовного дела

Дарья Гармоненко

Руководство партии пытается достучаться до власти с жалобой на нарушение красной линии

0
467
Социальную необходимость мигрантов будут проверять

Социальную необходимость мигрантов будут проверять

Екатерина Трифонова

Верховный суд РФ выдал ориентир для решений о выдворении иностранцев

0
437

Другие новости